Совет 1: Как склонять фамилии

Фамилии русского и иностранного происхождения имеют огромное количество различных форм, что часто вызывает трудности в употреблении таких фамилий. Склонение фамилий указывается в специальных словарях фамилий, но также существует ряд правил, которым вы можете следовать, если испытываете сомнения в этом вопросе.
Как изменяются фамилии по падежам и нужно ли вообще их склонять?
Инструкция
1
Все русские фамилии, имеющие в своем составе суффиксы -ов- (-ев-), -ин-, -ск- (Белов, Игнатьева, Батурин, Глинская), склоняются. Во множественном числе формы женских и мужских фамилий совпадают (Беловы, Глинские). Фамилии, оканчивающиеся на –ой, -ий, -ый (Лановой, Дикий, Запашный) склоняются так же, как прилагательные.
2
Остальные мужские фамилии, оканчивающиеся на согласные или буквы «ь», «й» (кроме фамилий на -ых, -их), имеют в творительном падеже окончание -ом, (-ем): Гайдаром, Бабелем. Женские фамилии в этом случае не склоняются: с Анной Керн, для Марины Голуб. Во множественном числе фамилии такого типа тоже склоняются как существительные мужского рода: побывал у Герценов.
3
Русские фамилии, оканчивающиеся на -ых, -их (Белых, Долгих) не склоняются.
4
Если фамилия оканчивается на гласный звук, такая фамилия не склоняется ни в мужском, ни в женском роде (побывал у Анны Романенко, подарок для Сергея Горенко, роман Альбера Камю).
5
При склонении фамилий, оканчивающихся на -а имеет значение, какая буква (гласная или согласная) стоит перед этой -а, а также является ли конечное -а ударным. Если в фамилии перед конечной -а стоит гласная, такая фамилия не склоняется (Моруа).
6
Фамилии, оканчивающиеся на неударное -а после согласных, склоняются по первому склонению: Кафка (роман Кафки), Окуджава (песня Окуджавы).
7
Если конечная -а (или -я) является ударной, такие фамилии могут склоняться или не склоняться в зависимости от происхождения. Фамилии французского происхождения не склоняются (Дюма, Петипа, Золя). Фамилии иного происхождения (славянские, из восточных языков) склоняются по первому склонению, т. е. в них вычленяется ударное окончание -а: Кваша — Кваши, Кваше, Квашу, Квашой (сюда же относятся Головня, Шенгелая, Берия и др.).
8
Если фамилия составная, а первая часть фамилии не употребляется сама по себе как фамилия (Демут-Малиновский), то склоняется только вторая часть фамилии (скульптура Демут-Малиновского). Если первая часть фамилии является сама по себе фамилией, в этом случае склоняются обе части (стихи Лебедева-Кумача).
Ваши деньги должны работать на вас!
вклад на выгодных условиях
Возможность вернуть до 260 000 рублей
Если вы решили взять ипотеку
Карта с большими бонусами
Дебетовая карта
Настроить автоплатежи просто
настройка автоплатежей за пару минут
Полезный совет
Существует ряд фамилий, склонение которых вызывает трудности и не регламентировано общими правилами. Для разрешения таких затруднений необходим словарь фамилий, дающий нормативные рекомендации для каждого конкретного слова.
Источники:
  • Склонение фамилий. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ
  • склонение фамилий мужского рода
  • Склонение имён собственных

Совет 2: Как склонять фамилии на -дий

В русском языке существуют свои особенности склонения фамилий и личных имен, которые так трудно даются иностранцам, изучающим наш язык. Впрочем, иногда эти вопросы вызывают затруднения даже у тех, для кого русский язык – родной. Один из таких вопросов – как склонять фамилии на – дий в русском языке, мы сейчас и рассмотрим.
Как склонять фамилии на -дий
Инструкция
1
Согласно правилам, женские и мужские фамилии, имеющие окончание –дий, склоняются по-разному. Женские фамилии не склоняются, а вот мужские фамилии, в именительном падеже оканчивающиеся на –й, склоняются также, как и существительные, имеющие второе склонение мужского рода. На слух они часто воспринимаются как иностранные.
2
Женские фамилии с таким окончанием не склоняются ни в единственном, ни во множественном числе. Например: Светлана Кондий, Светланы Кондий, Светлане Кондий, Светлану Кондий, Светланой Кондий, о Светлане Кондий. Точно также, и во множественном числе: сестры Кондий, сестер Кондий, сестрам Кондий, сестер Кондий, сестрами Кондий, о сестрах Кондий.
3
Мужские фамилии на –дий склоняются как в единственном, так и во множественном числе. В единственном числе: Евгений Кондий, Евгения Кондия, Евгению Кондию, Евгения Кондия, Евгением Кондием, о Евгении Кондие. Во множественном числе: братья Кондии, братьев Кондиев, братьям Кондиям, братьев Кондиев, братьями Кондиями, о братьях Кондиях.
4
Соответственно, для того, чтобы правильно написать такую фамилию, мы должны иметь сведения о поле этого человека. Отсутствие таких сведений способно поставить пишущего в затруднительное положение. Соответственно, форма, в которой указана фамилия с окончанием на –дий, несет в себе информацию о поле.
5
Существует еще один, скорее синтаксический нюанс. При упоминании мужского и женского пола с фамилией на –дий, она тоже не склоняется. Например: Виктор и Елена Кандий, Виктора и Елену Кандий, Виктору и Елене Кондий, Виктора и Елену Кондий, Виктором и Еленой Кондий, о Викторе и Елене Кондий.
Источники:
  • Н. А. Еськова. Трудности словоизменения существительных. Учебно-методические материалы к практическим занятиям по курсу «Язык современной печати». Госкомитет печати СССР. Всесоюзный институт повышения квалификации работников печати. М., 1990.

Совет 3: Как склонять прилагательные

Склонение имен прилагательных проводится по падежам, родам и числам. В русском языке имеются также несклоняемые прилагательные, однако их меньшинство.
Как склонять прилагательные
Инструкция
1
Существует два типа склонения имен прилагательных: адъективное и смешанное. По первому типу склоняется большинство имен прилагательных. Адъективное склонение подразделяется на склонение прилагательных с окончанием –ой и склонение прилагательных с окончаниями –ий и –ый.
2
Склонение прилагательных с окончанием –ой делится также на подтипы по конечному звуку основы. Этот звук может быть задненебным, твердым шипящим или парным.
3
Склонение прилагательных с окончаниями –ий и –ый имеет больше разновидностей по конечному звуку основы. Окончание может стоять после йота, после ц, после твердых шипящих, после задненебного, после мягких парных согласных, после твердых парных согласных.
4
Смешанный тип склонения подразделяется на первый местоименный, второй местоименный и притяжательный. По первому местоименному склоняют притяжательные прилагательные с основой на –ий и на –ин, а также счетное прилагательное третий. Все остальные притяжательные прилагательные склоняются по притяжательному подтипу.
5
Склонение прилагательных с основой на парно-твердую согласную происходит следующим образом. В мужском роде и единственном числе окончания по падежам следующие: -ый/-ой в именительном и винительном, -ого в родительном, -ому в дательном, -ым в творительном, -ом в предложном. В среднем роде и единственном числе окончания аналогичные, кроме окончания –ое в именительном и винительном падежах.
6
В женском роде и единственном числе окончания следующие: -ая в именительном, -ой в родительном и дательном, -ую в винительном, -ой/-ою в творительном, -ой в предложном. Множественное число прилагательных с основой на парно-твердую согласную склоняется так: -ые в именительном и винительном, -ых в родительном и предложном, -ым в дательном, -ыми в творительном.
7
При основе на мягко-парную согласную, мужской род в единственном числе имеет следующие окончания: -ий в именительном и винительном, -его в родительном, -ему в дательном и винительном, -им в творительном, -ем в предложном. Единственное число среднего рода: -ее в именительном и винительном, -его в родительном, -ему в дательном, -им в творительном, -ем в предложном. Единственное число женского рода: -яя в именительном, -ей в родительном и дательном, -юю в винительном, -ей/-ею в творительном, -ей в предложном.
8
Множественное число этой разновидности прилагательных склоняется так: -ие в именительном и винительном, -их в родительном и предложном, -им в дательном и творительном.
9
Прилагательные с основой на шипящую в мужском роде и единственном числе изменяются по падежам следующим образом: -ий/-ой в именительном, -его в родительном, -ему в дательном, -ий/-ой и –его/-ого в винительном, -им в творительном, -ем в предложном. В среднем роде единственном числе: -ее/-ое в именительном и винительном, -ого в родительном, -ому в дательном, -им в творительном, -ом в винительном. Женский род единственное число: -ая в именительном, -ей/-ой в родительном и дательном, -ую в винительном, -ей/-ею и –ой/-ою в творительном, -ей/-ой в предложном.
10
Прилагательные с основой на шипящую в множественном числе склоняются по схеме: -ие в именительном, -их в родительном и предложном, -им в дательном, -ие/-их в винительном, -ими в творительном.
11
Если прилагательное имеет основу на звук г/к/х, в мужском роде и единственном числе оно имеет следующие окончания. В именительном падеже –ий/-ой, в родительном –ого, в дательном –ому, в винительном –ий/-ой/-ого, в творительном –им, в предложном –ом. В среднем роде единственного числа: -ое в именительном и винительном, остальные как в мужском роде.
12
Женский род единственное число: -ая в именительном, -ой в родительном и дательном, -ую в винительном, -ой/-ою в творительном, -ой в предложном. Множественное число: -ие в именительном, -их в родительном и творительном, -им в дательном, -ие/-их в винительном, -ими в творительном.
Видео по теме
Источники:
  • Склонение прилагательных в русском языке
  • Склонение имен прилагательных

Совет 4: Почему русские фамилии заканчиваются на "ов"

Слово фамилия в переводе означает семья (лат. familia — семейство). Фамилия – это собственное имя родового сообщества – объединенных первичных общественных ячеек, связанных кровными узами. Как возникают названия фамилий, какой принцип образования русских фамилий, в частности, фамилий на «-ов».
семья Романовых

Возникновение фамилий

Возникновение и распространение фамилий на Руси было постепенным. Первыми фамилиями-прозвищами обзавелись граждане Великого Новгорода и подведомственных ему земель. Летописные свидетельства обращают наше внимание на этот факт, рассказывая о героях Невской битвы 1240 года.

Позже, в XIV – XV веках, родовыми именами стали обзаводиться князья и бояре. Прозываясь по названию удела, которыми владели, лишившись его, князья стали оставлять за собой и потомками его название в качестве фамильного прозвища. Так появились Вяземские (Вязьма), Шуйские (Шуя) и другие знатные роды. Одновременно стали закрепляться фамилии, происходящие от прозвищ: Лыковы, Гагарины, Горбатовы.

Боярские и затем дворянские фамилии, за неимением у них по статусу удела, образовывались в большей степени от прозвищ. Также широкое распространение получило образование фамилии от имени родоначальника. Яркий пример тому фамилия царствовавшего в России рода – Романовы.

Романовы

Родоначальниками этого старинного боярского рода были предки, носившие в разное время прозвища: Кобыла, Кошка Кобылин, Кошкины. Сын Захария Ивановича Кошкина, Юрий Захарович, звался уже и по отцу, и по прозвищу – Захарьин-Кошкин. В свою очередь его сын, Роман Юрьевич, носил фамилию Захарьев-Юрьев. Захарьины были и дети Романа Юрьевича, а вот с внуков (Федор Никитич – патриарх Филарет) род продолжился уже под фамилией Романовых. С фамилией Романов и был выбран на царский престол Михаил Федорович.

Фамилия как идентификация личности

Учреждение Петром I в 1719 году паспортов для удобства сбора подушной подати и осуществления рекрутской повинности дало начало распространению фамилий для мужчин всех сословий, в том числе крестьян. Поначалу в паспорт вместе с именем вписывалось отчеством и/или прозвище, которые затем и становились фамилией владельца.

Образование русских фамилий на –ов/-ев, -ин

Наиболее распространенные русские фамилии образованы от личных имен. Как правило, это имя отца, но чаще деда. То есть фамилия закреплялась в третьем поколении. При этом личное имя предка переходило в разряд притяжательных прилагательных, образованных от имени существительного с помощью суффиксов –ов/-ев, -ин и отвечающих на вопрос «чей?»
«Чей Иван? – Петров».

Таким же способом в конце XIX – начале XX века российские чиновники образовывали и записывали фамилии жителей русского Закавказья и Средней Азии.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500