Совет 1: Как функции выполняют почки растений

Почка растения – это зачаток побега. Между собой почки отличаются по строению, функциям, месторасположению на стебле и времени прорастания. Они играют очень важную роль в жизни растения.
Как функции выполняют почки растений
Вегетативная почка – это укороченный побег, который состоит из зачаточного стебля и зачаточных листьев. Эта почка еще называется ростовой, так как именно из нее вырастает новый лист. Такие почки маленького размера, имеют удлиненную и заостренную форму. После прорастания из вегетативных почек появляются побеги различной длины.

Генеративные почки имеют хорошо развитые зачатки цветов, из них развиваются только цветы и плоды. Такие почки имеют в основном косточковые плоды. Если почка имеет один цветок, то ее называют бутоном.

Бывают почки, которые имеют сразу зачатки цветов, листьев, соцветий и стеблей. Такие почки называются смешанными или вегетативно-генеративными. Эти почки чаще всего встречаются в семечковых породах растений. Смешанные почки по сравнению с вегетативными крупные и округлые.

Почки имеют коричневую, серую и бурую окраску, снаружи они покрыты чешуйками, которые защищают почку от холода и повреждений. Чешуйки, которые выделяют смолистые вещества, например, у березы и тополя, называются закрытыми или защищенными. Бывают почки, которые не имеют чешуек, они называются незащищенными или голыми. Но от холода голые почки защищены густым пушком. У растений, которым нужно переносить резкие перепады температуры, например, у ландыша, почки находятся на подземных побегах или в нижней части над землей. У кактуса почечные чешуйки преобразовались в иглы, которые выполняют защитную функцию.

Если почка находится на конце побега, то она называется верхушечной или терминальной. Такая почка выполняет функцию роста побега в длину. Если почка расположена сбоку стебля, то она называется боковой или пазушной.

Почки могут находиться поодиночке или группами в пазухах листьев. Благодаря этому почка не только защищена листом сверху от механических повреждений, но и из листа почка получает большое количество питательных веществ. Почки, которые внепазушные называются придаточными. В своем расположении они не имеют закономерности. Главной их функцией является вегетативное размножение. Из придаточных почек вырастают побеги.

Существуют «почки возобновления». Это почки многолетних растений, которые из-за неблагоприятных условий находятся в покое, при наступлении подходящей погоды они образуют побеги. Также бывают спящие почки. Они остаются нераскрытыми долгое время. Такие почки бывают у многолетних растений, лиственных деревьев и кустарников. Спящие почки могут не развиваться несколько лет. Фактором их развития может служить вырубка или гибель ствола растения. Спящие почки имеют большое значение для кустарников. Если основной ствол прекращает свой рост, то начинают развиваться спящие почки, которые образуют дочерние стволы. Их размеры могут превышать материнский ствол.

Растениям свойственна закономерность: из материнских почек образуются дочерние, а позже и дочерние почки сами превращаются в материнские.
Видео по теме

Совет 2 : Почка растения и ее морфологические особенности

Морфологическое строение почки не отличается большой сложностью. Растительная почка состоит из листьев, цветков и зачаточного стебля. Существует два вида почек.
Почка дерева

Строение и классификация

Подразделяются почки на вегетативные, или ростовые, и генеративные, или цветочные. Вегетативная почка имеет в своей составляющей листья, а генеративная - соцветия или цветки. Бутон растения является генеративной почкой с одним цветком. Есть смешанные, вегетативно-генеративные почки, в которых представлены и листья, и цветки.

Зачатки листьев формируются на конусе нарастания и располагаются снизу вверх. Растут они неравномерно, и поэтому к верхушке подворачиваются, образуя таким образом влажное пространство внутри почки. Это помогает почке предотвратить повреждения и засыхание. Когда почка начинает раскрываться, листья постепенно выпрямляются и отодвигаются от стебля. Это связано в первую очередь с активным ростом междоузлий стебля.

По расположению на стволе почек можно разделить их на боковые и верхушечные. Терминальными, верхушечными, называются почки на концах побегов, благодаря им стебель растет. Боковые почки могут формировать систему побегов. Они называются пазушными, если растут в пазухах листьев, и внепазушными, придаточными, добавочными - если закладываются в других частях стебля или на корнях.

В пазухах почки располагаются группами или поодиночке. Придаточными почками происходит вегетативное размножение у корнеотпрысковых растений, таких как осот и осина. Побеги развиваются из придаточных почек, которые образовались на корнях дерева. Для многих растений характерны почки спящие, которые могут оставаться нераскрытыми очень долго.

Внешний вид почек

Почка растения чаще всего имеет коричневый, бурый или серый окрас. Многие почки растений, произрастающих в холодном климате, покрыты видоизмененными листьями в виде чешуек, дополнительно защищающих их от повреждений и холода. Многие деревья выделяют улучшающие эту защиту смолистые вещества, это можно наблюдать на примере березы, тополя и ели. Такие почки называются закрытыми или защищенными. Растительные почки, которые таких особенностей, как чешуйки, не имеют, называются голыми или незащищенными. Дополнительным средством защиты можно считать покрывающий многие почки густой пушок.

Травянистые растения, такие как ландыш или пырей, имеют зимующие почки, располагающиеся на подземных побегах или в нижней части надземных побегов у самого грунта. Из-за такого размещения почка переносит температурные колебания.

У таких растений как кактусы внешний вид и строение почки совсем непохожи на традиционное. Называются почки кактуса ореолами и состоят из видоизмененных чешуек-игл, выполняющих защитные функции.
Источники:
  • Морфологические характеристики растений
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500