Инструкция
1
Чтобы определить первую характеристику рифмы, посчитайте, на какой слог в рифмованных словах падает ударение.
Если ударение в последних словах рифмованных строк падает на последний слог, то такую рифму называют мужской. Пример употребления мужской рифмы – «крОвь-любОвь».
Если ударение падает на предпоследний слог, то определите рифму как женскую. Пример - «мАма-рАма».
Различают также и трехсложную или дактилическую рифму – это та рифма, в которой ударение падает на третий с конца слог. Например, «страдАния-прощАния».
Существует и гипердактилическая рифма – в ней ударение падает на четвертый слог с конца и далее, но она используется довольно редко.
2
Определите тип рифмовки в стихотворении. Для этого посмотрите, как рифмы расположены по отношению друг к другу в строфе. Строфой называют совокупность строк, объединенных одним ритмическим и метрическим рисунком, а чаще всего и одной рифмовкой. Выделяют смежную, перекрестную и кольцевую рифмы.
При смежной рифмовке созвучны строки, расположенные рядом:
Чтобы конфеты обязательно с лакрицей,

Чтобы на полке рядом два клубка и спицы.
Такую рифму обозначают буквами AABB.
При перекрестной рифмовке рифма наблюдается в строках через одну:
Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.
Обозначается такая рифма так: ABAB
При кольцевой рифме две рифмованные строки как бы берут в «кольцо» две другие.
Осенний вечер в скромном городке,

Гордящемся присутствием на карте.

Картограф был, наверное, в азарте

Иль с дочкою судьи накоротке.
Обозначение: ABBA
3
Помните, что в поэтическом произведении различные рифмы и различные способы рифмовки могут сочетаться в самых различных комбинациях. Поэтому, чтобы определить рифму в данном произведении, проанализируйте каждую строку. Даже в пределах одной строфы можно встретить разные виды рифмовки. Особенно часто такое наблюдается в стихах современных поэтов.
Рифма может быть точной и неточной. В неточной рифме конечные слоги могут быть схожи лишь отдаленно. Это тоже одна из отличительных черт современного поэтического текста.