Некрасов начинает «Элегию» обращением к юношеству, убеждая его в том, что якобы вышедшая из моды тема страданий народа отнюдь не утратила свою актуальность. Лирический герой Некрасова утверждает, что для поэта не существует более достойной и значительной темы. Он просто обязан «толпе напоминать, что бедствует народ». Свою Музу поэт ставит на службу народу.

Размышления Некрасова о судьбах народа


Стихотворение Некрасова во многом перекликается с пушкинской «Деревней», где поэт также говорил о тяжелой крестьянской доле. Некрасов явно дает понять читателю, что со времен Пушкина практически ничего не изменилось, и тема судьбы народной так же важна, как прежде. Рассуждает поэт и о значительном событии, свидетелем которого ему посчастливилось стать, - отмене крепостного права. Однако, пролив слезы умиления, поэт задумался о том, принесло ли освобождение счастье народу.


Ответ на свой вопрос он пытается найти, глядя на повседневную жизнь крестьян, которые по-прежнему с утра до ночи гнут спину на поле. Он видит кажущуюся идиллической картину жатвы, поющих за работой жниц и детей, бегущих в поле, чтобы отнести завтрак отцу. Тем не менее поэт прекрасно понимает, что за внешним благополучием скрываются старые проблемы: тяжелый физический труд вряд ли поможет крестьянам вырваться из нищеты.

Интересен образ лирического героя стихотворения. Судя по всему, это уже немолодой человек, который «лиру посвятил народу своему» и не видит для себя более достойной судьбы. При этом он не ждет благодарности и прекрасно понимает, что может остаться безвестным: «Быть может, я умру неведомый ему».

Композиционные особенности стихотворения


Композиционно произведение подразделяется на три части. Первая часть – зачин, содержащий обращение к юношеству и полемику с критиками. Во второй идет развитие темы, провозглашается высокая цель поэзии, заключенная в служении Отчизне, дается анализ творческого пути самого поэта. Третья часть завершает стихотворение и вновь рассказывает о страданиях народа. Таким образом, можно сделать вывод, что стихотворение построено по законам кольцевой композиции, так как оно начинается и заканчивается одной и той же темой народных страданий.

Цель поэтического творчества Некрасов видел в служении Отчизне и русскому народу. Его Муза – вовсе не изнеженная белоручка, она готова следовать за народом в его нелегком труде. Некрасов отрицает «искусство для искусства», так как уверен, что пока в мире существуют страдания и беды простых людей, стыдно воспевать лишь красоту природы и «ласку милой».