Совет 1: Как определить размер в стихотворении

В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь – размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры – это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.
Как определить размер в стихотворении
Инструкция
1
В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.
2
Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы), которые получились ударными. Например:

мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил

когдА не в шУтку зАнемОг…
3
Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер – ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе – на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.

Пример хорея:
мОй весЁлый звОнкий мЯч

тЫ кудА помчАлся вскАчь

Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.
4
Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог – этот размер называется дактиль, если на второй – амфибрахий, на третий – анапест.
Пример дактиля:

тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники
Пример амфибрахия:

конЯ на скакУ останОвит,

в горЯщую Избу войдЁт
Пример анапеста:

Я люблЮ тебя жИзнь,

что самО по себЕ и не нОво
5
Чтобы определить количество стоп (стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче – четырехстопный хорей.

Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».
Ваши деньги должны работать на вас!
вклад на выгодных условиях
Стабильный доход и уверенность в завтрашнем дне - это то, что вы получите, сделав вклад на самых выгодных для себя условиях.
Возможность вернуть до 260 000 рублей
Если вы решили взять ипотеку
Каждый россиянин имеет право вернуть часть уплаченных налогов за покупку жилья.
Карта с большими бонусами
Дебетовая карта
Возвращается до 10% от стоимости покупок. Выгодна при крупных тратах.
Настроить автоплатежи просто
настройка автоплатежей за пару минут
В мобильном приложении Сбербанка все ваши платежи будут происходить в срок и без вашего участия.
Источники:
  • Определяем стихотворный размер
  • размер стиха

Совет 2: Как определять стихотворные размеры

Дактиль, амфибрахий, хорей – как не запутаться во всех этих труднопроизносимых терминах? Но все не так страшно, как кажется. Простой алгоритм определения стихотворного размера позволит вам за 5 секунд найти пиррихий и распознать ямб.
Как определять стихотворные размеры
Вам понадобится
  • Память, внимательность, ручка, бумага
Инструкция
1
Для начала надо запомнить, что стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.
2
В зависимости от количества слогов в стопе выделяют двухсложные, трехсложные, четырехсложные, пятисложные размеры. Самые известные и часто встречаемые – это двухсложные ямб и хорей, а также трехсложные дактиль, анапест и амфибрахий.
3
Чтобы определить размер стихотворения, разделите слова в строке на слоги. А затем пометьте, какие из них являются ударными. Обычно на схеме слоги обозначают черточками, над одной из которых ставится ударение: __.
4
Разделив таким образом строки, посмотрите, на какой именно слог в стопе падает ударение. Если ударение на первом слоге из двух слогов в стопе, то перед вами хорей, его схема выглядит примерно следующим образом: _ __ _.
5
Если ударение стоит на каждом втором слоге, то это ямб: __ __.
6
В случае дактиля в стопе будет три слога, первый из них – ударный: _ _ __ _ _.
7
Следующий трехсложный размер – анапест, с третьим ударным слогом _ __ _ __.
8
И, наконец, амфибрахий - отличается вторым ударным слогом в трехсложной стопе: __ _ __ _ .
9
Количество стоп в строке может быть различным. В приведенных выше схемах показаны двухстопные размеры, то есть в каждой строке одинаковые группы ударных и безударных слогов встречаются дважды. Могут быть и четырех-, пяти-, десятистопные (и т.д.) размеры.
10
Сложности при определении стихотворного размера могут возникнуть при пропуске ударных слогов. Однако они не влияют на вид размера. Так, в двухсложных размерах (ямбе и хорее) может появиться пиррихий – пропуск ударения на ритмически сильном месте, т.е. два безударных слога подряд. Пропуск ударения на первом слоге в трехсложных размерах называется трибрахий.
Видео по теме

Совет 3: Как определить размер стиха

Размер стиха, или метр, - это порядок чередования ударных и безударных слогов и количество этих слогов. Во всякой метрической системе есть несколько метрических схем (размеров).
Как определить размер стиха
Инструкция
1
Самая распространенная метрическая система, силлабо-тоническая, основана на ритмичном чередовании ударных и безударных слогов (в каждой стопе строго определенное количество слогов). Двусложные размеры стихосложения этой системы – хорей и ямб. Схематически первый можно обозначить так:
+ - + - + - + -
Причем плюс – ударный слог, минус – безударный. Пример:
«Туча мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…»
А. Пушкин.
Обратите внимание, что во второй строке последняя стопа неполная, после ударного нет безударного слога.
2
Ямб обратен хорею и имеет такую схему:
- + - + - + - +
Пример:
«Я вас любил, любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем…»
А. Пушкин.
Здесь неполной стала последняя стопа первой строки, которая заканчивается на ударный слог.
3
Трехсложные схемы – дактиль, похожий на ритм вальса:
+ - - + - - + - - + - -
«Был мой отец шестипалым. По ткани, натянутой туго,
Бруни его обучал мягкою кистью водить».
В. Хадасевич.
В обеих строках последние стопы усечены. Иначе на конце должно было бы остаться два безударных слога.
4
В стопе амфибрахия ударение стоит между двумя безударными слогами:
- + - - + - - + - - + -
«Фадеев Калдеев и Пепермалдеев
Однажды гуляли в дремучем лесу…»
Д. Хармс.
Последняя стопа второй строки усечена (заканчивается на ударный слог).
5
Анапест строится зеркально дактилю:
- - + - - + - - + - - +
«Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь…»
А. Вознесенский.
После последних стоп в примере есть «холостые» безударные слоги, их тоже можно считать усеченными стопами.
6
В тонической системе количество безударных между ударными слогами может варьироваться. Так, в дольнике (иначе паузник) количество безударных может быть от нуля до двух, в тактовике – от одного до трех, в акцентном стихе, который используется и в рэпе, количество не ограничено (от трех). Рифма в этих размерах необязательна.
Видео по теме
Источники:
  • размеры стиха схемы
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500