Совет 1: Как определить размер в стихотворении

В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь – размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры – это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.
Инструкция
1
В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.
2
Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы), которые получились ударными. Например:

мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил

когдА не в шУтку зАнемОг…
3
Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер – ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе – на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.

Пример хорея:
мОй весЁлый звОнкий мЯч

тЫ кудА помчАлся вскАчь

Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.
4
Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог – этот размер называется дактиль, если на второй – амфибрахий, на третий – анапест.
Пример дактиля:

тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники
Пример амфибрахия:

конЯ на скакУ останОвит,

в горЯщую Избу войдЁт
Пример анапеста:

Я люблЮ тебя жИзнь,

что самО по себЕ и не нОво
5
Чтобы определить количество стоп (стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче – четырехстопный хорей.

Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».
Источники:
  • Определяем стихотворный размер
  • размер стиха

Совет 2: Как определять стихотворные размеры

Дактиль, амфибрахий, хорей – как не запутаться во всех этих труднопроизносимых терминах? Но все не так страшно, как кажется. Простой алгоритм определения стихотворного размера позволит вам за 5 секунд найти пиррихий и распознать ямб.
Вам понадобится
  • Память, внимательность, ручка, бумага
Инструкция
1
Для начала надо запомнить, что стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.
2
В зависимости от количества слогов в стопе выделяют двухсложные, трехсложные, четырехсложные, пятисложные размеры. Самые известные и часто встречаемые – это двухсложные ямб и хорей, а также трехсложные дактиль, анапест и амфибрахий.
3
Чтобы определить размер стихотворения, разделите слова в строке на слоги. А затем пометьте, какие из них являются ударными. Обычно на схеме слоги обозначают черточками, над одной из которых ставится ударение: __.
4
Разделив таким образом строки, посмотрите, на какой именно слог в стопе падает ударение. Если ударение на первом слоге из двух слогов в стопе, то перед вами хорей, его схема выглядит примерно следующим образом: _ __ _.
5
Если ударение стоит на каждом втором слоге, то это ямб: __ __.
6
В случае дактиля в стопе будет три слога, первый из них – ударный: _ _ __ _ _.
7
Следующий трехсложный размер – анапест, с третьим ударным слогом _ __ _ __.
8
И, наконец, амфибрахий - отличается вторым ударным слогом в трехсложной стопе: __ _ __ _ .
9
Количество стоп в строке может быть различным. В приведенных выше схемах показаны двухстопные размеры, то есть в каждой строке одинаковые группы ударных и безударных слогов встречаются дважды. Могут быть и четырех-, пяти-, десятистопные (и т.д.) размеры.
10
Сложности при определении стихотворного размера могут возникнуть при пропуске ударных слогов. Однако они не влияют на вид размера. Так, в двухсложных размерах (ямбе и хорее) может появиться пиррихий – пропуск ударения на ритмически сильном месте, т.е. два безударных слога подряд. Пропуск ударения на первом слоге в трехсложных размерах называется трибрахий.
Видео по теме

Совет 3: Как определить размер стиха

Размер стиха, или метр, - это порядок чередования ударных и безударных слогов и количество этих слогов. Во всякой метрической системе есть несколько метрических схем (размеров).
Инструкция
1
Самая распространенная метрическая система, силлабо-тоническая, основана на ритмичном чередовании ударных и безударных слогов (в каждой стопе строго определенное количество слогов). Двусложные размеры стихосложения этой системы – хорей и ямб. Схематически первый можно обозначить так:
+ - + - + - + -
Причем плюс – ударный слог, минус – безударный. Пример:
«Туча мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…»
А. Пушкин.
Обратите внимание, что во второй строке последняя стопа неполная, после ударного нет безударного слога.
2
Ямб обратен хорею и имеет такую схему:
- + - + - + - +
Пример:
«Я вас любил, любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем…»
А. Пушкин.
Здесь неполной стала последняя стопа первой строки, которая заканчивается на ударный слог.
3
Трехсложные схемы – дактиль, похожий на ритм вальса:
+ - - + - - + - - + - -
«Был мой отец шестипалым. По ткани, натянутой туго,
Бруни его обучал мягкою кистью водить».
В. Хадасевич.
В обеих строках последние стопы усечены. Иначе на конце должно было бы остаться два безударных слога.
4
В стопе амфибрахия ударение стоит между двумя безударными слогами:
- + - - + - - + - - + -
«Фадеев Калдеев и Пепермалдеев
Однажды гуляли в дремучем лесу…»
Д. Хармс.
Последняя стопа второй строки усечена (заканчивается на ударный слог).
5
Анапест строится зеркально дактилю:
- - + - - + - - + - - +
«Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь…»
А. Вознесенский.
После последних стоп в примере есть «холостые» безударные слоги, их тоже можно считать усеченными стопами.
6
В тонической системе количество безударных между ударными слогами может варьироваться. Так, в дольнике (иначе паузник) количество безударных может быть от нуля до двух, в тактовике – от одного до трех, в акцентном стихе, который используется и в рэпе, количество не ограничено (от трех). Рифма в этих размерах необязательна.
Видео по теме
Источники:
  • размеры стиха схемы
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500