Вам понадобится
  • - лист бумаги;
  • - ручка
Инструкция
1
Прочитайте стихотворение от начала до конца. Если какие-то моменты, касающиеся его общего содержания, остались непонятны, рекомендуется повторить прочтение данного литературного произведения. Если вы ознакомлены с биографией автора, то сможете соотнести дату написания данного стихотворения с конкретным периодом жизни поэта. Для глубокого художественного разбора просто необходимо понимать, как написание данного произведения соотносится с жизненными событиями его автора.
2
Выделите основную тему стихотворения. Это может быть любовь, природа, дружба, философия, жизнь в обществе. Важно понять, какие вопросы поднимает в своем произведении автор, к чему призывает читателя. Будьте внимательные на этом пункте. Бывает, что ученик не улавливает общего контекста стихотворения, принимает неверное решение относительно главной идеи произведения и в итоге идет ложным путем.
3
Определите основную сюжетную линию произведения. Разберите, что происходит в начале стихотворения, чем оно заканчивается. В стихотворении бывает сложно увидеть развитие событий. Если произведение носит, скорее, описательный характер, просто следите за взглядом автора.
4
Выделите всех персонажей литературного произведения. Среди них необходимо определить главного героя. Выпишите основные качества, которыми наделил его поэт. Не забывайте о том, что в стихах героем нередко выступает сам автор.
5
Найдите все литературно-поэтические приемы, которые использовал в своем произведении поэт. Определите, какого рода эпитеты, то есть описания предметов, взял автор. Найдите сравнения, метафоры и олицетворения.
6
Определите размер стихотворения. Это может быть односложный размер - брахиколон - или один из видов двусложных размеров: ямб, когда ударение идет на последний слог в стопе, и хорей с ударением на первый слог. Трехсложные размеры делят на дактиль, амфибрахий и анапест. Дактиль определяется по ударению на первый слог, амфибрахий - на второй, а анапест, соответственно, подразумевает ударение на третий, последний слог.
7
Выделите стилистические фигуры, которые использует поэт. Это могут быть повторы, риторические вопросы, обращения. Такие приемы автор использует, чтобы поставить акцент на определенной части стиха, обратить внимание читателя на какой-то предмет.
8
Опишите собственные впечатления от прочитанного стихотворения. Укажите, какие чувства вызвало произведение, как повлияло на ваше настроение, какую мысль донес до вас поэт.