Совет 1: Как отличить метафору от эпитета

Эпитеты и метафоры относятся к специальным средствам выразительности языка, которые называются тропами. В основе тропов лежит использование переносного значения слова. Иногда возникает необходимость различить метафору и эпитет. Лингвистическая наука все слова, использованные в переносном значении, называет метафорой, однако в литературоведении закреплены четкие определения.
Как отличить метафору от эпитета
Инструкция
1
К эпитетам относят образные определения, которые выделяют существенную черту в изображаемом явлении (седой туман, бездонное небо). Метафора – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе сходства предметов или явлений по выбранному признаку (лавина звезд, стена огня).
2
Различить эпитет и метафору можно по способам выражения различными частями речи. Эпитеты могут выражаться:

- прилагательными (грустная земля);
- существительными в качестве приложений (волшебница-зима);
- наречиями, выступающими образными определениями действий (молчаливо застыли сосны);
- деепричастиями, близкими по значению к образным определениям действий (катятся волны, гремя и сверкая).

Предмет, действие или явление, к которому дается определение, всегда указаны в предложении.

Метафора чаще всего выражается именами существительными или распространенными конструкциями, включающими разные части речи (Душистый дождь лепестков черемухи чуть брызжет). Обычно метафора – это более развернутая конструкция, нежели эпитеты.
3
В зависимости от выражения авторской оценки все эпитеты делятся на изобразительные, выделяющие существенный признак изображаемого (мертвая земля), и выразительные, дающие авторскую оценку предмету (безумная толпа). В основу метафоры положено сходство предметов по форме, цвету, размерам, ощущениям и т.д. Поэтому метафоры всегда являются средством выражения авторской характеристики предмета (жемчужина поэзии, огонь любви).
4
Особенностью эпитета является его «умение» вбирать в себя свойства многих тропов, в том числе и метафор. В таком случае определяют метафорический эпитет (золотая осень, рыжее солнце). Также и эпитет может быть включен в развернутую метафору. («Топи да болота. Синий плат небес». С. Есенин)
Источники:
  • метафоры и эпитеты

Совет 2: Как придумать необычную метафору

Метафора - речевой оборот, при котором смысл слова переносится с него на другое слово или словосочетание. Само понятие было придумано древнегреческим философом Аристотелем.
Нос корабля
Когда люди только научились говорить, им хватало существительных и глаголов. Затем словарный запас дополнился прилагательными. Этим бы могло все и ограничиться, если бы не желание человека все украшать, разукрашивать и разнообразить для собственного удовольствия. Ну не может дождь быть просто сильным и холодным. Для полноты ощущения у опытного оратора он станет ледяным, зимним, с обжигающими морозными каплями. И звук его будет не просто шелестящим опавшей листвой под метлой дворника, а еще и звенящим и булькающим по водосточным трубам и барабанящим осенний марш по жестяным подоконникам.

Читая классическую литературу, настоящий ценитель часто восхищается прекрасными сравнениями и метафорами. Именно они делают печатное издание не просто информацией с перечислением фактов и действий, а интересным литературным произведением, будящим фантазию и воображение. Как такое можно придумать самому?

Для этого достаточно просто отпустить свои стереотипы погулять и прислушаться к собственным ощущениям. Кстати, фраза «отпустить погулять» - тоже метафора. Для нахождения оригинальной метафоры надо представить, на что похоже то, что хочется красиво описать словами. Не надо бояться быть первым и непонятым. Если один человек сможет увидеть в ночном звездном небе ветрянку у негра или дырявый зонтик, то другой, прочитав эту метафору, обязательно сможет все это представить. Если кому-то густой туман покажется сахарной ватой, то другому, с хорошей фантазией, даже захочется его лизнуть. Только не надо писать определения через союз «как» или «как будто», чтобы вместо метафоры не получить обыкновенное сравнение. Пусть в описании природы ползет над дорогой сахарная вата тумана, а над головой простирается черный зонтик ночного небосвода в мелкую дырочку.

Как ни странно, но в науке метафоры используются также часто, как и в творческих изысканиях. Но приживаются они крепче и надежнее спустя какое-то время. Объясняется это просто – имя, которым нарекают изначально приживается легче, чем то, которым что-то переименовывают. Например, понятие «электрический ток» было названо так сразу, как только ученые о нем узнали. Световую волну тоже никто не может назвать иначе, хотя все знают, что это совсем не та волна, которую мы знаем с рождения.

Существует масса метафор, которые используются так давно и часто, что уже «набили оскомину» читающей и слушающей публике. Например, «устал до смерти», «кровавая луна» или «нос самолета». А ведь эти выражении тоже когда-то были необычными и оригинальными.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500