Совет 1: Как пишется частица НЕ с наречиями

«Не», стоящее рядом с наречием, может быть либо частицей — в таком случае оно пишется раздельно, либо приставкой, что требует слитного написания. Определить, чем же является «не» в каждом конкретном случае употребления, помогут несложные правила.
Как пишется частица НЕ с наречиями

Слитное написание «не» с наречиями

1. Самое простое и актуальное для любой части речи (не только для наречия) правило: «не» пишется слитно со словом, которое без «не» не употребляется. Например: неизбежно, нелепо, недоумевающе, непременно (в русском языке не существует слов «избежно», «лепо, «доумевающе», «пременно»).
Я непременно дождусь тебя после уроков.
Мальчик недоумевающе посмотрел на отца.

2. Если наречие с «не» можно заменить синонимичным словом без «не» - мы также должны написать исходное слово слитно. Например: нетрудно (=легко, значит, пишем слитно), небыстро (= медленно, значит, пишем слитно).
Мне нетрудно будет помочь тебе с математикой.
Анна Павловна шла небыстро, иногда даже останавливалась.

3. «Не» пишется слитно с отрицательными наречиями: незачем, некуда, неоткуда, нечем и др.
Вам незачем было беспокоиться, со мной все хорошо.
Извините, но мне нечем заплатить вам.

Раздельное написание «не» с наречиями

1. Как и имя прилагательное, наречие пишется раздельно с частицей «не», если в предложении имеется или подразумевается противопоставление с союзами «а», «но». Например: не богато, а бедно; не быстро, а медленно.
Марк и Люси жили не богато, а скорее скромно (очевидное противопоставление).
Мне показалось, будто он не случайно завел этот разговор (противопоставление в этом примере скрытое: автор имеет ввиду, что разговор был заведен не случайно, а специально).
Необходимо обратить внимание, что союзы «а», «но», «да» не всегда свидетельствуют о наличии противопоставления в предложении. Например: говорить негромко, но понятно (наречия «негромко» и «понятно» - не антонимы, они не противопоставлены друг другу по смыслу, значит, мы пишем «не» слитно)

2. «Не» пишется раздельно с наречием при наличии следующих сочетаний: далеко не, вовсе не, отнюдь не, вовсе не.
Прочитанная книга показалась Артему вовсе не интересной.
Лариса выполнила домашнее задание отнюдь не плохо.

3. С наречиями меры и степени, а также с обстоятельственными наречиями «не» тоже пишется раздельно (не очень, не полностью, не совсем и др.).
Погода была не очень солнечная.
Я не совсем уверен в своем решении.
Я встречусь с тобой, но не сегодня («не сегодня» — обстоятельственное наречие).

4. Раздельного написания частица «не» требует и с наречиями в сравнительной степени.
В этом платье она выглядела не хуже других гостей.
Я думаю, что от этой станции идти будет ближе, чем от следующей.

5. Пишется раздельно и «не» с наречиями, в составе которых есть дефис: по-братски, по-старому и т. д.
Ты поступил не по-дружески.
Все шло не по-моему.

6. И наконец, частица «не» пишется раздельно с отыменными наречиями (произошедшими от имени существительного/прилагательного).
Задание оказалось мне не под силу.
Я понимал, что не к добру связался с ними.
Источники:
  • сайт Грамота.ру
  • сайт Академик.ру

Совет 2 : Как пишется "не" с местоимением

Грамотность письменной речи - один из основных признаков культурного человека. Однако в русском языке существуют ситуации, которые действительно трудны с точки зрения поиска правильного варианта написания. К ним относится, например, правописание местоимений.
Как пишется "не" с местоимением
Отрицательная частица «не» достаточно часто вызывает вопросы о правомерности слитного или раздельного написания. Какие правила действуют в случае использования ее с местоимениями?

Общие правила написания «не» с местоимениями

В большинстве случаев правила русского языка требуют, чтобы написание частицы «не» с местоимениями осуществлялось раздельно. Так, например, будет писаться эта частица в словосочетаниях «не я»,«не мы», «не каждый», «не наш» и других. Это правило, однако, как и большинство правил русской грамматики, имеет ряд исключений.

Исключения из правил

В целом можно сказать, что исключения из правила раздельного написания частицы «не» с местоимениями составляют группу отрицательных местоимений. Примерами таких выражений могут служить местоимения «нечего», «некто», «нечто» и подобные. В таких случаях «не» из отдельно стоящей частицы становится полноценной частью слова, занимая в нем положение приставки. При этом частица «не» в таких словах чаще всего находится под ударением.

При этом важно подчеркнуть, что такое исключение распространяется только на ситуации, в которых эти отрицательные местоимения употреблены без предлога. Употребление предлога при использовании таких слов возвращает элементу «не» статус частицы, требующей раздельного написания. При этом предлог в таких случаях ставится между частицей и основным словом: в результате образуется конструкция, состоящая из трех элементов. Так, примером такого словоупотребления являются сочетания «не у кого», «не с чем» и подобные. При этом преимущественная постановка ударения на частицу «не» в таких случаях сохраняется.

Особый случай составляет употребление словосочетаний «не кто иной, как» (другой вариант его употребления - «не кто другой, как») и «не что иное, как» (вариант - «не что другое, как»). В этих ситуациях, несмотря на отсутствие предлога между частицей «не» и местоимением, с которым она употребляется, в русском языке предусмотрено ее раздельное написание. Примечательно, что этот случай представляет собой исключение и из правила о постановке ударения на частницу «не»: логическое ударение в таком словосочетании падает на местоимение.

При этом, однако, важно помнить, что приведенное правило распространяется исключительно на употребление данной конструкции в приведенном виде. Хотя бы небольшое ее изменение, например замена слова после местоимения или союза «как» на иной союз, отменяет действие требования о раздельном написании частицы «не» с местоимением.

Совет 3 : Как пишется НЕ с местоимениями

Написание частицы «не» с местоимениями может представлять собою настоящую проблему - ведь русский язык славится своей неоднозначностью в таких вопросах. Тем не менее, если знать несколько простых правил, это может оказаться не таким уж сложным.
Как пишется НЕ с местоимениями
Местоимение - особая часть речи в русском языке, которая обыкновенно употребляется вместо обозначения предмета или существа, а также его свойств и других признаков. При этом местоимение характеризуется собственными правилами правописания, включая случаи написания с частицей «не».

Правила написания частицы «не» с местоимениями

Общее правило написания частицы «не» в случае ее употребления с местоимением гласит, что в этой ситуации их следует писать раздельно. При этом такой способ употребления касается самых различных типов местоимений. В частности тех, которые обозначают предмет, существо, признак предмета и другие понятия. Например, таким образом употребляется частица «не» в следующих случаях: «не тот», «не ты», «не каждый» и так далее.

Особые случаи употребления частицы «не» с местоимениями

Отдельную ситуацию представляют случаи употребления частицы «не» в отрицательных местоимениях. Они могут обозначать отсутствие предмета, существа, признака предмета или другого объекта. Например, к группе подобных отрицательных местоимений относятся такие как «некого», «нечего». Кроме того, отрицательные местоимения могут также обозначать неопределенность рассматриваемого объекта, к ним относятся такие местоимения, как «нечто» или «некто». Примечательно, что в большинстве подобных местоимений частица «не» будет находиться под ударением. Если же вам встретилась ситуация, когда в отрицательном местоимении частица находится в безударном положении, в большинстве случаев речь идет о другой частице - «ни».

Во всех приведенных и подобных им примерах следует писать частицу «не» слитно с местоимением. Однако это правило касается только тех ситуаций, когда отрицательное местоимение употребляется без предлога. Если же ситуация, в которой употребляется отрицательное местоимение, требует присутствия предлога между частицей «не» и основным словом, их следует писать раздельно. Например, раздельное написание требуется в примерах «не с кем», «не у кого» и подобных.

Наконец, особая ситуация употребления частицы «не» связана со словосочетанием «не кто иной, как». В этом случае, очевидно, присутствует употребление отрицательного местоимения с частницей «не» без предлога, однако оно является исключением из правил и требует раздельного написания частицы и местоимения. То же правило применимо для некоторых вариаций этого словосочетания, а именно: «не кто другой, как», «не что иное, как», «не что другое, как». Однако это правило распространяется только на приведенные варианты словосочетаний, в других комбинациях действуют обычные правила написания частицы «не».
Видео по теме
Источники:
  • Правописание «не» с местоимениями
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500