Совет 1: Как отличить наречие от других частей речи

Поверхностное знакомство с наречиями у школьников происходит еще в начальных классах. Подробнее знакомиться с их грамматическими признаками, отличительными особенностями они начинают в среднем звене. Если учащиеся не в полной мере усвоят этот материал, то у них могут возникнуть проблемы в написании наречий и сходных по звучанию имен существительных.
Инструкция
1
Прежде всего, вы должны уяснить для себя, что наречие является самостоятельной частью речи. Однако, в отличие от имен существительных или глаголов, оно не меняет своей формы, т.е. оно не спрягается, не склоняется, не изменятся по временам и т.д.
2
Нарачие находится чаще всего при глаголе или прилагательном в виде обстоятельства и отвечает на вопросы "как?", "где?", "когда?", "куда?" и т.д.
3
Например, у существительного можно определить род, падеж, число, склонение и т.д. В зависимости от формы употребления в нем изменяется и окончание. Наречие же остается постоянным, поэтому у него нет окончания, даже нулевого.
4
Самостоятельные части речи (глагол и прилагательное) обозначают действие и признак соответственно.
5
Наречие же обычно обозначает признак действия или признак другого признака. Это значит, что оно может пояснять действие, заключенное в глаголе, или уточнять какое-то качество. Например, в словосочетании "очень помог" наречие "очень" обозначает признак действия, а в словосочетании "очень приятный" - признак другого признака.
6
Если прилагательное, местоимение или числительное согласуются с существительным, т.е. употребляются в той же форме и меняют ее соответственно, то наречие не имеет грамматической согласованности ни с какой-либо частью речи.
7
Очень сложно бывает отличить наречие от существительного с предлогом, сходного по звучанию, но различному по написанию. Например, в словосочетании "приехать вовремя" наречие пишется слитно. Оно находится при глаголе в виде обстоятельства, отвечает на вопрос "когда?", обозначает признак действия, не меняет своей формы ни при каких обстоятельствах.
8
В словосочетании "во время урока" слово "во" является предлогом, а "урока" - существительным. Как известно, предлоги с существительными пишутся раздельно. Вы сможете отбросить предлог, и слово будет иметь смысл, чего нельзя будет проделать с наречием.

Совет 2: Как отличить наречия от созвучных форм других частей речи

Отличительным признаком наречия является его неизменяемость, что «роднит» его с деепричастием и несклоняемыми существительными. Кроме того, наречия, оканчивающиеся на суффиксы «о» и «е» часто имеют форму сравнительной степени, совпадающую по звучанию с аналогичной формой прилагательного. Местоименные наречия по своей указательной функции похожи на местоимения. Все перечисленные особенности делают вопрос различения наречий и созвучных форм других частей речи проблемным, что требует разъяснения.
Инструкция
1
Неизменяемость наречия делает невозможным его грамматическое сочетание с определяемым словом в падежной форме. Проанализируйте способ связи между пояснительным словом и зависимым. Например, сравните два созвучных слова:1. Мы продолжали идти (куда?) вглубь. Наречие «вглубь» не имеет пояснительных слов.2. Мы продолжали идти в глубь (чего?) леса. При наличии падежной формы существительного в роли зависимого слова определяется «в глубь» как существительное с предлогом.
2
При различении форм сравнительной степени наречий и прилагательных найдите слово, от которого задается вопрос к определяемой части речи. Если это слово существительное или местоимение, то определяйте сравнительную степень прилагательного. (Витя умнее Коли.) Если же вопрос задается от глагола, это наречие. (Поступать надо умнее.)
3
При различении наречия и производного предлога используйте прием постановки вопроса. Предлог как служебная часть речи всегда входит в состав падежного вопроса, а к наречию как самостоятельной части речи задается обстоятельственный вопрос. Например:1. Ходить (где?) вокруг да (где?) около. В этой поговорке употребляются наречия.2. Не ходите (вокруг чего?) вокруг дома и (около чего?) около сада. В этом предложении определяются существительные с производными предлогами.
4
При различении наречия и деепричастия определите грамматическое значение анализируемого слова. Если оно обозначает добавочное действие, то это деепричастие. Если слово имеет значение признака действия, то это наречие. Сравните:1. Шутя и переговариваясь, мы быстро дошли до дома. – Мы быстро дошли до дома, при этом шутили и переговаривались. В данном примере слово «шутя» деепричастие.2. Он выполнил это задание шутя. – Он выполнил это задание легко. Слово «шутя» является наречием, т.к. обозначает признак действия «выполнил». Учтите, что такие наречия образуются путем перехода из деепричастий и сохраняют их морфемный состав.
5
При различении неопределенных местоимений и наречий также используйте прием поиска определяемого слова. Например:1. Я стал появляться у них несколько реже. Слово «несколько» является местоименным наречием, т.к. относится к другому наречию и обозначает его признак.2. Несколько человек толпилось у входа. Слово «несколько» обозначает неопределенное количество, занимает место числительного и входит в состав подлежащего, выраженного синтаксически неделимым сочетанием (несколько человек). Это местоимение.

Совет 3: Что такое самостоятельные части речи

Части речи — это группы слов со схожими признаками. В русском языке различают самостоятельные и служебные части. Самостоятельные называют предметы, свойства, количество, действие, состояние или указывают на них. Эти слова получили такое название, так как могут употребляться в речи без служебных слов.
К самостоятельным частям речи относят существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, наречие. Существительное — это самостоятельная часть речи, которая обобщенно называет предмет и отвечает на вопросы кто? что? Эта группа слов может обозначать предмет (стол, дом), лицо (мальчик, студент), животное (корова, лисица), признак (глубина, высота), отвлеченное понятие (совесть, альтруизм), действие (пение, танец), отношение (равенство, исключительность). Существительные бывают одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными, имеют род, число и падеж. В предложении они чаще всего выступают подлежащими или дополнениями. Прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?", "чей?". Под признаком принято понимать свойства, качество, принадлежность, характеризующие предметы.По значению прилагательные разделяются на качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные зависят от существительных и согласуются с ними, то есть, ставятся в таком же падеже, числе и роде. Имена прилагательные могут иметь полную и краткую форму (зеленый, зелен). В предложении эти части речи обычно бывают согласованными определениями. Краткие прилагательные употребляются только как сказуемые.Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (быть, летать, смотреть). Глаголы бывают несовершенными и совершенными, переходными и непереходными. Эта часть речи изменяется по наклонениям. Начальная (неопределенная) форма глагола называется инфинитивом. Она не имеет времени, числа, лица и рода (делать, ходить). В предложении глаголы являются сказуемыми. Причастие - это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Оно отвечает на вопросы "какой?", "какое?", "какие?" (летающий, рисуемый).Деепричастие - особая неизменяемая форма глагола, обозначающая признак, но выступающая как признак другого действия. Оно отвечает на вопросы "что делая?", "что сделав?" (плача, играючи, пропустив).Числительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, а также порядок их при счете. По значению они делятся на количественные (отвечают на вопрос "сколько?") и порядковые (отвечают на вопросы "какой?", "какие по счету?"). Числительные изменяются по падежам (пятый, пятого, пятому). В предложении числительные бывают подлежащим, сказуемым, обстоятельством времени, определением. Местоимение — самостоятельная часть речи, указывающая на предметы, признаки, но не называющая их (я, мой, этот).В предложении употребляются в роли подлежащего, дополнения, определения, реже — обстоятельства, сказуемого. По значению местоимения делятся на личные (я, ты, он, они), возвратные (себя), вопросительные (кто, какой), относительные (кто, чем, который), неопределенные (нечто, некоторый), отрицательные (никто, сколько-то), притяжательные (мой, наш, свой), указательные (тот, такой, столько), определительные (всякий, другой).Наречие — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, признак действия, признак другого признака. Оно отвечает на вопросы "как?", "куда?", "где?", "когда?", "почему?", "для чего?" (хорошо, внимательно, красиво, завтра, очень). Наречие не склоняется, не спрягается, в предложении чаще всего бывает обстоятельством.
Видео по теме
Источники:
  • Самостоятельные части речи
  • какая часть речи отвечает на вопрос где

Совет 4: Наречие как часть речи

Наречие – это часть речи, обозначающая признак предмета, качества или действия. Значение наречия формально выражено его неизменяемостью. Эта часть речи не обладает грамматическими категориями ни имени, ни глагола. Но зависеть наречие может от глагола, прилагательного, существительного или другого наречия.

Наречие и его виды

Наречие обозначает признак действия, если присоединяется к глаголу или деепричастию. Например: «живите (как?) дружно», «подняв (как?) вверх».

Если наречие присоединяется к существительному, то оно обозначает признак предмета. К примеру: «чтение (какое?) вслух».

Если же наречие присоединяется к прилагательному, причастию или другому наречию, то оно обозначает признак другого признака: «совершенно необходимо», «идущие пешком», «очень веселые дети».

Наречие не склоняется и не спрягается, то есть не изменяется. В предложении оно чаще всего бывает обстоятельством, реже – определением.

По своему значению наречия делятся на несколько групп:
Наречия, относящиеся к глаголу, причастию и деепричастию, обозначают время, место, образ действия, цель, причину, степень и меру, а относящиеся к прилагательному или другому наречию обозначают степень признака и меру.

1) Образа действия. Наречия этой группы отвечают на вопросы: как? и каким образом? Например: «медленно», «набело», «по-дружески», «по-русски».
2) Времени. Отвечают на вопросы: когда? до каких пор? как долго? «Сегодня», «завтра», «тогда», «днем», «сейчас».
3) Места. Отвечают на вопросы: где? откуда? куда? «Домой», «вдали», «слева», «везде».
4) Причины. Отвечают на вопрос почему? «Сослепу», «сгоряча», «поневоле».
5) Цели. Отвечает на вопрос зачем? «Нарочно», «назло».
6) Меры и степени. Отвечают на вопросы: сколько? насколько? в какой мере? во сколько? К примеру: «пополам», «довольно», «чрезвычайно», «надвое».

Особую группу наречий составляют слова, которые, не называя признаки действия, только указывают на них. Они могут использоваться для связи предложений в тексте между собой. Эти наречия подразделяются на указательные («здесь», «там», «туда», «тут»), неопределенные («где-то», «кое-где», «кое-как»), вопросительные («где», «куда», «зачем», «как», «почему»), отрицательные («нигде», «никогда», «негде», «никуда»).

Степени сравнения наречий

Делая морфологический разбор наречия, необходимо указать его общее значение, основные морфологические признаки (неизменяемость и степень сравнения), определить синтаксическую роль в предложении.

Образованные от качественных имен прилагательных наречия на –о (-е) имеют 2 степени сравнения: превосходную и сравнительную.
В свою очередь, сравнительная степень имеет 2 формы – простую и составную. Первая (простая форма) образуется от исходного наречия при помощи суффиксов –е, -ше, -ее, -ей. При этом от исходного наречия необходимо отбросить конечные –о (-е), -ко. Например: «уверенно – уверенней (-ее)».

Составная форма образуется путем сочетания наречия со словами «более» и «менее». К примеру: «говорить тихо – более тихо».

Превосходная степень, как правило, имеет составную форму. Она представляет собой сочетание сравнительной степени наречия с местоимениями «всех», «всего». Например: «быть аккуратнее всех».

Совет 5: Как отличить наречие от прилагательного

Наречие и прилагательные являются самостоятельными частями речи, имеющими различные морфологические признаки и выполняющие разные функции. Отличить прилагательное от наречия можно, определив функцию, которая выполняется словом, и обратив внимание на его строение.
Инструкция
1
Имя прилагательное обозначает признак предмета, описывая его качества, форму, принадлежность кому-либо и другие свойства. Данная часть речи имеет полную и краткую форму, а также степени сравнения. Прилагательное в именительном падеже отвечает на вопросы: «какой?» (красивый), «какая?» (привлекательная), «какое?» (простое), «какие?» (хорошие). В предложении они связаны с определяемыми словами при помощи сочинительной связи.
2
Наречие, в свою очередь, также является самостоятельной частью речи, однако оно обозначает лишь признак или обстоятельство действия и иногда определяет признак признака. В предложении наречия являются обстоятельствами и связываются с определяемыми словами при помощи связи примыкания, т.е. по смыслу. Прилагательные, в свою очередь, выполняют роль определения.
3
Обе части речи различаются по характеру признака, который они определяют. Прилагательные разделяются на качественные (сладкий, горький), относительные (читальный зал, деревянный дом) или притяжательные (Берингово море, волчья нора). Качественные прилагательные употребляются в полной или краткой форме, а также имеют степени сравнения: положительная, сравнительная (красивее) и превосходная (самая красивая). Отличительным признаком прилагательных выступает и то, что они обладают изменяемыми признаками рода (сильный – сильная), могут склоняться по падежам (прилежный – прилежного – прилежному) и имеют как единственное (быстрый), так и множественное (быстрые) число.
4
Наречия классифицируются на две разновидности: определительные (немного, приблизительно, абсолютно) и обстоятельственные (нигде, назло, отсюда). Эти разряды подразделяются на качественные («как?»), образа действия («каким образом?»), степени («насколько?»), места («где?», «куда?»), времени («когда?»), причины («почему?») и цели («зачем?»). Таким образом, разряды наречия и прилагательного характеризуются различными признаками. Прилагательное больше связано с объектом или субъектом действия, а наречие связывается лишь напрямую с действием.
Видео по теме

Совет 6: Какие части речи не изменяются

Неизменяемые части речи отличаются от изменяемых тем, что у них нет окончаний. Такие части речи невозможно изменить, и в тексте они используются в одном и том же виде. В соответствии со школьной программой, к ним относятся служебные части речи, деепричастия, наречия, междометия и звукоподражательные слова.
Инструкция
1
К служебным частям речи относятся такие слова, к которым невозможно задать вопрос. У этих слов отсутствует лексическое значение, ведь они не обозначают ни предмет, ни признак, ни действие. Единственная их функция - вспомогательная. Они служат для выражения отношений между предметами, действиями или признаками, а также соединения их между собой в словосочетании и предложении. При синтаксическом разборе предложения служебные части речи пропускаются, так как они не являются какими-либо членами предложения.

Служебные части речи это:
- частицы («бы», «ли», «лишь», «не», «только»);
- союзы («а», «но», «и», «чтобы», «потому что»);
- предлоги («в», «под», «через»).
2
Деепричастие относится к самостоятельным частям речи. К нему можно задать вопросы «Как?», «Что делая?», «Что сделав?». Деепричастие является нефинитивной формой глагола, означающей дополнительное действие в основном действии. Деепричастия сохраняют вид глагола, от которого образованы, и один из глагольных признаков - переходность. Подобно глаголу, деепричастие может быть возвратным и невозвратным, а также иметь форму совершенного и несовершенного вида.

Несовершенный вид означает, что дополнительное действие еще не закончено. Деепричастия несовершенного вида образуется от глагольной основы в настоящем времени с помощью суффикса «а» после шипящих («дыша»), суффикса «я» в остальных случаях («любя») и «учи» от глагола «быть» («будучи»).

Совершенный вид означает, что дополнительное действие к моменту начала основного действия, выраженного глаголом-сказуемым, уже окончено. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов «в» («съев»), «вши» («поевши»), «ши» («пришедши») от глагола-инфинитива или глагола в форме прошедшего времени и с помощью суффикса «вшись» («наевшись») от возвратных глаголов.

В предложении деепричастия являются обстоятельством.
3
Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, действия или какого-либо другого признака. В предложении наречие может быть отнесено к глаголу, причастию, деепричастию, существительному, прилагательному или другому наречию. Наречия не имеют окончаний и их невозможно изменить. В предложении наречия чаще всего выполняют функцию обстоятельства, но могут играть роль и сказуемого. Выделяют следующие группы наречий по обозначению:
- образа действия («Как?», «Каким образом?»), например: «надежно»;
- времени («Когда?», «Как долго?», «До каких пор?»), например: «летом», «долго»;
- места («Где?», «Откуда?», «Куда?»), например: «далеко», «домой»;
- причины («Почему?»), например: «сгоряча»;
- цели («Зачем?»), например: «специально»;
- меры и степени («Сколько?», «Насколько?», «В какой мере?», «В какой степени?»), например: «мало», «много».

Отдельно в русском языке выделены наречия, которые указывают на признак действия. Это указательные («оттуда»), неопределенные («кое-как»), вопросительные («почему») и отрицательные («никогда») наречия.
4
Междометия выполняют функцию передачи чувств и эмоций, не называя при этом ни предмет, ни действие, ни признак, например, «ах», «ой», «ух», «ого», «бр-р».
5
Звукоподражательные слова созданы для выражения звуков живой и неживой природы, например: «ку-ку», «гав», «мяу» и т.д. Они также не изменяются.
Источники:
  • Глоссарий. Русский язык и литература.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше