Совет 1: Как рассчитать темп инфляции

Для создания бизнес-плана максимально приближенного к реальности, в нем должен быть учтен фактор инфляции, из-за которой с течением времени обесцениваются находящиеся в обращении денежные средства. Инфляция сказывается практически на всех аспектах финансовой деятельности любой компании. Особенно сильно этот фактор влияет на проведение долгосрочных финансовых операций.
Инструкция
1
Темп инфляции используется для оценки интенсивности инфляционных процессов, их динамики наряду с индексом инфляции. Он характеризует скорость обесценивания денег и снижения покупательной способности за определенный период. Темп инфляции выражается приростом среднего уровня цен в процентном соотношении к их номиналу на начало исследуемого периода.
2
При заключении долгосрочных договоров необходимо определить прогнозируемый годовой темп инфляции и рост ее индекса. Для этого необходимо рассчитать ожидаемые среднемесячные темпы прироста инфляции. Эту информацию можно взять в публикуемых прогнозах экономического и социального развития страны на предстоящий период. Результаты этих прогнозов и становятся основой последующего учета фактора инфляции в финансовой деятельности компании.
3
Прогнозируемый годовой темп инфляции (ТИг) рассчитывается по формуле:
ТИг = (1+ТИм) n – 1, где:
ТИм - ожидаемый среднемесячный темп инфляции в предстоящем периоде,
n – степень, в которую необходимо возвести число (1+ТИм), равная количеству месяцев в прогнозируемом периоде. Если период – год, то n = 12.
4
По данной формуле вы можете рассчитать не только прогнозируемый годовой темп инфляции, но и значение этого параметра на любой предстоящий период. Например, если расчет охватывает период два года, то степень n, в которую возводится число (1+ТИм) будет равно 24.
5
Темп инфляции можно использовать для расчета прогнозируемого годового индекса инфляции (ИИг):
ИИг = 1 + ТИг, или:
ИИг = (1 + ТИм)n.
6
Показатель темпа инфляции используется также для формирования реальной процентной ставки, учитывающей фактор инфляции. Для этого расчета используйте прогнозируемый номинальный уровень процентной ставки на финансовом рынке, который обычно отражается в ценах фьючерсных и опционных контрактов на фондовой бирже. Согласно Модели Фишера, реальная процентная ставка Ip рассчитывается по формуле:
Ip= (I – ТИ) / (1 + ТИ), где:
I – номинальная процентная ставка (фактическая или прогнозируемая на определенный период.

Совет 2: Как определить темп инфляции

Инфляция представляет собой увеличение общего уровня цен, которое сопровождается обесценением денежной единицы. В этом случае сущностью инфляции является дисбаланс, который получается между совокупными показателями (спросом и предложением), складывающийся на всех рынках одновременно (на товарном, денежном, а также рынке ресурсов). Этот дисбаланс может проявляться в достаточно разных формах.
Инструкция
1
В рыночной экономике, то есть в условиях относительной гибкости, а также мобильности ценового сигнала, превышение спроса над предложением выражается в увеличении общего уровня цен - это открытая форма инфляции. Открытая инфляция, как правило, измеряется в темпах прироста за год уровня цен и подсчитывается в процентах.
2
Для того, чтобы рассчитать темп инфляции, необходимо разницу между уровнем цен данного года и уровнем цен предшествующего года разделить на цену и умножить на 100%.
3
В качестве показателя уровня цены используется дефлятор ВВП, однако также можно использовать индекс промышленных цен и индекс потребительских цен.
4
Инфляция проявляться может в разной степени. При этом по темпам различают умеренную (ползучую) инфляцию, галопирующую и гиперинфляцию, которые во всех странах с хорошо развитой рыночной экономикой определяются по определенным критериям.
5
Умеренной (или ползучей) называется только та инфляция, которая обладает темпом до 10% в год. В этом случае считается, что это низкий темп инфляции, когда обесценивание денег настолько является незначительным, что сделки заключаются только в номинальных ценах.
6
Галопирующая инфляция ограничена следующими рамками: от 10% до 100% в год. В данной ситуации деньги обесцениваются довольно быстро, а в качестве цены для сделок используют или устойчивую валюту, или в ценах учитываются все ожидаемые темпы инфляции прямо на момент платежа. Таким образом, сделки (контракты) начинают индексироваться.
7
Гиперинфляция в развитых странах определяется темпами, которые свыше 100% в год. В этом случае обесценение денежных средств происходит очень стремительно, цены могут пересчитываться ежедневно, а иногда даже по несколько раз за день. Гиперинфляция разрушает банковскую систему, вызывает «бегство от денег» и парализует как само производство, так и сам механизм рынка. При этом ожидание гиперинфляции создает довольно панические настроения в бизнесе.
Видео по теме

Совет 3: Как рассчитать индекс инфляции

Инфляция – долговременный процесс повышения общего уровня цен при постоянном среднем доходе населения, снижение покупательной способности денег. Индекс потребительских цен называется индексом инфляции – это экономический показатель, отражающий изменение уровня цен на товары и услуги, которое население приобретает с целью непроизводственного потребления.
Инструкция
1
Индекс инфляции или индекс цен (может называться по-разному, но суть одна) в зависимости от метода его расчета. Различают индекс цен производителей, индекс-дефлятор ВВП, индекс потребительских цен. Разница в них определяется составом благ, товаров и услуг. Мы будем говорить об индексе инфляции, связанном с потребительскими ценами.
2
Существует фиксированный список потребительского набора товаров и услуг, в который входят наиболее важные и представительные для потребления домохозяйствами товары и услуги, он централизовано утверждается высшим статистическим органом России – Росгосстатом. Индекс инфляции отражает увеличение или изменение стоимости товаров и услуг их этого списка в текущем месяце или году по сравнению с предыдущим. Чем он выше, тем с более серьезными экономическими проблемами сталкивается государство и его граждане.
3
Чтобы определить индекс инфляции, узнайте статистические данные о стоимости рыночной корзины в данном, текущем году и определите ее отношение к стоимости этой же корзины в том году, который принят за базовый. Формула его выглядит так:
ИИ = (СКтг / СКбг) * 100%, где
ИИ - индекс инфляции,
СКтг - стоимость рыночной корзины в текущем году,
СКбг - стоимость рыночной корзины в базовом году.
4
Индекс инфляции – величина, которой оперируют экономисты для расчета темпа инфляции и реальных доходов населения, который определяет уровень снижения качества жизни по сравнению с базовым периодом. Реальный доход (РД) определяется по формуле:
РД = НД / ИИ,
где: НД – номинальный доход – фактически полученный гражданином доход в виде заработной платы, процентов по вкладам, ренты и других видов прибыли.
5
Пользуясь данными формулами, вы можете рассчитать свой индивидуальный индекс инфляции и реальный доход и проверить, насколько цифры, которые показывает Росгосстат в своих ежегодных отчетах, расходятся с вашими личными показателями инфляции.
Видео по теме

Совет 4: Как измерить темп роста инфляции

Темп роста инфляции является важным экономическим показателем, который позволяет получить представление о динамике цен на продукты и услуги, а также о снижении реальной стоимости денег в течение года или нескольких лет. Измерить темп роста инфляции можно с помощью экономических формул. Для этого достаточно обладать статистическими сведениями об общем уровне цен, которые действовали в конкретный период времени.
Для измерения уровня инфляции используется несколько экономических показателей. Наиболее популярными являются два: индекс инфляции потребительских цен и дефлятор ВВП (валового внутреннего продукта). Первый показывает темп роста инфляции на уровне повседневных нужд населения, а с помощью второго показателя измеряют инфляцию в рамках национальной экономики.

Измерение темпа роста инфляции с помощью индексов цен

Уровень инфляции потребительских цен выражается в виде процентного значения, которое показывает уровень изменения цен в текущем периоде по сравнению с прошедшим периодом.

Для определения уровня инфляции с использованием индексов цен используется следующая формула:

(Уровень цен текущего периода – Уровень цен прошлого периода) : Уровень цен прошлого периода х 100%

За основу для расчетов в качестве уровня цен обычно берется стоимость стандартной потребительской корзины. Она должна включать одинаковый для отчетного и базисного периода набор товаров и услуг.

Пример расчета уровня инфляции за 2010 год:

• Стоимость потребительской корзины за 2010 год – 8014 руб. 17 коп.

Темп роста инфляции в 2010 году равен:

(8014,17 – 7292,01) : 7292,01 х 100% = 9,9%

С помощью такого расчета можно измерить темп роста инфляции за любой период – месяц, квартал, год или несколько лет. Значение уровня цен также может иметь любую структуру. Например, если необходимо рассчитать темп роста инфляции на продукты питания, этот показатель будет включать в себя только стоимость продуктовой корзины. Точно так же можно измерить уровень инфляции по любым другим товарам или услугам.

Расчет уровня инфляции с помощью темпа роста дефлятора ВВП

Дефлятор ВВП определяется как отношение номинального ВВП к реальному, выраженное в процентах. Номинальный ВВП – это валовый внутренний продукт, значение которого выражено в ценах текущего года. Реальный ВВП представляет собой валовый внутренний продукт, выраженный в ценах прошедшего (базового) года.

Дефлятор ВВП не позволяет в полной мере отследить реальную динамику потребительских цен, так как в стоимость валового внутреннего продукта входят все товары и услуги национальной экономики. Тем не менее, темп роста инфляции довольно часто рассчитывается на основе этого показателя. Для этого применяется следующая формула:

(Дефлятор ВВП в отчетном периоде – Дефлятор ВВП в базовом периоде) : Дефлятор ВВП в базовом периоде

Полученная величина позволяет измерить темп роста инфляции, исходя из общего уровня цен национальной экономики, и тем самым проследить динамику их изменения.
Видео по теме
Источники:
  • годовой индекс инфляции
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше