Совет 1: Как рассчитать сопоставимые цены

Одним из средств статистического анализа социально-экономического развития является сравнение различных показателей за разные годы. Однако реалии рыночной экономики таковы, что цены на один и тот же продукт постоянно растут. Поэтому сравнение в абсолютных величинах теряет всякий смысл. В этом случае применяют сопоставимые цены.
Инструкция
1
Сопоставимые цены – это цены определенного года или на определенную дату, условно принимаемые за базу при сравнении объема производства, товарооборота и других экономических показателей в денежном выражении за разные периоды. Использование сопоставимых цен позволяет исключить влияние инфляции на динамику объемов производства, показатели прибыли, производительности труда, фондоотдачи, т.е. на все показатели, в которых используется стоимостное изменение объема производства.
2
Для иллюстрации использования сопоставимых цен следует обратиться к реальным примерам. В задачах по статистике часто требуется привести данные цены к сопоставимой величине. При этом обычно указывают известный процент инфляции за определенный период. Так например, требуется сравнить цены 2008 и 2010 гг., если известно, что цена на продукцию 2010 года составляла 126 000 руб., а инфляция по сравнению с 2008 годом выросла до 20%. Для решения задачи скорректируйте цену 2010 года на 20%, т.е. 126 000 / 1,2 = 105 000 руб. Таким образом, объем произведенной продукции в 2010 году на сумму 126 000 руб. соответствует объему на 105 000 руб. в 2008 году.
3
Аналогично рассчитываются сопоставимые цены по прогнозным величинам. К примеру, известно, что инфляция к 2012 году составит 15% относительно цен 2010 года. Возвращаясь к заданным условиям, требуется рассчитать, уровень цен 2012 года при сохранении прежнего объема производства. Для решения задачи, произведите индексацию цен 2010 года на 15%, т.е. 125 000 ? 1,15 = 143 750 руб.
Источники:
  • 2) Индексы физического объема в сопоставимых ценах

Совет 2: Как рассчитать динамику

Динамика по своей сути – это показатель движения процесса в положительную или отрицательную сторону. Она фиксирует развитие события, процесса, явления и т.п. Поэтому для расчета динамики какого-либо процесса нужно вооружиться основными его показателями. Например, для того, чтобы произвести количественную оценку динамики социально-экономических явлений возьмите следующие статистические показатели: прирост, темп роста, темп наращивания и др. Как вы могли заметить, все эти показатели отражают в себе движение. Оно заложено в определении динамики.
Инструкция
1
Динамика включает в себя несколько уровней, это совсем не линейный процесс. Поэтому в основе расчета динамики лежит метод сравнения её уровней. Сравнение это может быть постоянным и временным, в течение выбранного периода.
2
Итак, чтобы рассчитать динамику, необходимо вычислить показатель каждого из её составляющих
Абсолютный прирост. Он представляет из себя разность в единицах исходных данных. То есть базисного прироста и постоянным уровнем прироста на данном этапе. Этот показатель может быть и отрицательным.
3
Темп роста. Он представляет собой соотношение двух уровней ряда и выражается чаще всего в процентах или в виде коэффициента. Полученный показатель соотнесите с 1. Если темп роста получился больше 1, то это значит увеличение уровня по сравнению с базисным. Если темп роста равен 1, то никаких изменений. Ну а если темп роста получился меньше 1, то снижение уровня по отношению к базисному показателю. Запомните: темп роста всегда имеет положительный знак.
4
Темп наращивания. Разность между состоянием процесса на начальном этапе выбранного периода и на конечном. Выражается в процентах. Задачей этого показателя является определение направления движения изучаемого процесса и скорость. То есть что вы имеете: упадок или, наоборот, подъем и с каким процентным отрывом.
Такие расчеты применимы почти в любой сфере жизнедеятельности и зависят от степени изменчивости явления.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500