Совет 1: Как читать кардиограмму

Среди инструментальных методов обследования, которыми в совершенстве должен владеть практикующий врач, ведущее место занимает электрокардиограмма. Этот простой, недорогой и незаменимый метод позволяет диагностировать такие серьезные катастрофы в организме человека, как аритмии и инфаркт миокарда. Метод основан на исследовании биоэлектрической активности сердца. ЭКГ состоит из нескольких зубцов, сегментов и интервалов, отражающих процесс распространения волны возбуждения по сердцу.
Как читать кардиограмму
Инструкция
1
Проверьте правильность техники регистрации. При записи ЭКГ не должно быть помех и токов наведения. Величина контрольного милливольта должна составлять 10мм.
2
Проанализируйте сердечный ритм по регулярности и числу сердечных сокращений, определите источник возбуждения и проводимость. Регулярность сокращений сердца определите, сравнив продолжительность интервалов R-R. При правильном ритме ЧСС рассчитывают путем деления 60 на интервал R-R, выраженный в секундах.
3
Определите электрическую ось сердца путем расчета алгебраической суммы амплитуд зубцов комплексов QRS в любых двух отведениях от конечностей, например I и III стандартные отведения.
Как читать <strong>кардиограмму</strong>
4
Рассмотрите и проанализируйте предсердный зубец P. Измерьте амплитуду зубца от изолинии до вершины зубца, она не должна превышать 25 мм. Определите длительность зубца от его начала, до конца, у здорового человека она составляет 0,1с.
5
Измерьте интервал РQ, показывающий скорость передачи импульса от предсердиев к желудочкам. Он должен попадать в интервал от 0,12 до 0,1 секунды. Проанализируйте желудочковый комплекс QRS, измерив амплитуду и продолжительность каждого зубца в комплексе. Ширина всего желудочного комплекса не должна превышать 0,1 с.
6
При анализе зубца Т, отражающем фазу рефрактерности или расслабления сердечной мышцы, определите его полярность (направление), оцените его форму и измерьте амплитуду. В норме этот зубец должен быть положительным, иметь то же направление, что и основной зубец желудочкового комплекса, иметь пологое восходящее и несколько более круто нисходящее колено.

Совет 2 : Как прочесть кардиограмму

Электрокардиограмма – эффективная и общепризнанная медицинская процедура, позволяющая точно диагностировать заболевания сердца и определить состояние здоровья сердечнососудистой системы. Мало кто способен с первого взгляда правильно расшифровать кардиограмму - именно поэтому для расшифровки нужны специальные знания.
Как прочесть кардиограмму
Инструкция
1
Итоговая трактовка кардиограммы зависит от того, к каким участкам тела были прикреплены электроды, а процедура трактовки называется отведением. Существует три вида отведения – это связь между левой и правой руками, связь между левой ногой и правой рукой, а также связь между левой ногой и левой рукой. Во всех трех отведениях существует норма расположения зубцов для здорового человека – величина зубцов второго отведения должна быть равна сумме величин зубцов третьего и правого отведения.
2
Измеряйте величину или амплитуду зубцов, а также величины промежутков между ними для анализа кардиограммы. Изучите буквенные обозначения для зубцов. Зубец Р называется предсердным и показывает работу предсердий, а зубец Q показывает активность верхних долей сердца. Зубец R показывает активность нижней части сердца.
3
Промежуток PQ показывает действие обоих предсердий, а действие желудочков определяется промежутком QRS. При активности обоих желудочков появляется сегмент ST – зубец Т показывает нормальное состояние клеток сердечной мышцы.
4
Измерьте разрыв между зубцами P и Q – он не должен быть менее 0,12 и более 0,1 секунды. Отклонение от этой нормы – показатель нездорового сердца. Все зубцы QRS должны проходить во временной промежуток 0,06-0,1 секунды.
5
С помощью кардиограммы вы сможете определить электрическую ось сердца, а также увидеть скорость сердечных сокращений, которая не должна превышать восьмидесяти ударов в минуту у здорового человека. Минимальное значение нормы сердечных сокращений – шестьдесят. Кардиограмма позволяет своевременно выявить нарушения работы сердечной мышцы и принять медицинские меры по лечению пациента.

Совет 3 : Как разобраться в результатах кардиограммы сердца

Электрокардиограмма (ЭКГ) представляет собой запись электрических потенциалов всех отделов сердца. Она записывается на бумажную пленку, которую затем смотрит врач. При оценке кардиограммы учитываются размеры зубцов, интервалов, расстояния между ними. Как самостоятельно разобраться в результатах ЭКГ?
Как разобраться в результатах кардиограммы сердца
Инструкция
1
Определите частоту сердечных сокращений. Во втором стандартном отведении, обозначенном цифрой II, подсчитайте количество маленьких клеток между двумя соседними зубцами R. Умножьте его на 0,02 (при скорости регистрации ЭКГ 50 мм × с-1) или на 0,2 (при скорости 25 мм × с-1). Подставьте полученную цифру в формулу 60/х. Вы получите частоту сердечных сокращений (ЧСС). В норме она равна 60-80 ударам в минуту.
2
Определите источник ритма. Во II стандартном отведении найдите зубец P перед каждым желудочковым комплексом. Если положительный зубец P предшествует каждому комплексу QRS, то ритм синусовый. Если Р двухфазный – источник ритма локализуется в нижних отделах предсердий. При отрицательном Р, а так же в том случае если зубец отсутствует или возникает в неизмененном желудочковом комплексе, водителем ритма считается атриовентрикулярный (AV) узел. Если зубец P отсутствует, а комплексы QRS имеют деформированный вид, источник ритма находится в желудочках. Кроме того, о водителе ритма можно судить по ЧСС. Синусовый узел генерирует импульсы с частотой не менее 60 ударов в минуту, AV-соединение – 40-60, желудочки – 20-40.
3
Определите направление электрической оси сердца (ЭОС). Оцените величину зубцом R во первых трех стандартных отведениях. Если R во втором отведении больше, чем в I и III, ЭОС имеет нормальное положение. При высоком R в III отведении говорят об отклонении ЭОС вправо, в I отведении – об отклонении влево.
4
Измерьте все зубцы и интервалы в отведении II. В норме длительность зубца P составляет 0,1 с, а его высота – 2,5 мм. Превышение этих величин свидетельствует о патологии предсердий. Длительность интервала PQ должна составлять 0,12-0,2 с, отклонение в большую или меньшую сторону сигнализируют о нарушении проведения импульсов из предсердий в желудочки. Продолжительность комплекса QRS в норме колеблется от 0,06 до 0,1 с. Расширение желудочкового комплекса происходит при нарушениях внутрижелудочковой проводимости.
Обратите внимание
Подробное заключение по результатам ЭКГ может дать лишь врач.
Источники:
  • Ю.Н. Зудбинов «Азбука ЭКГ»
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500