Подготовка


Важно своевременно узнать о мероприятии, где планируется публичное выступление, чтобы успеть собрать всю исходную информацию:



  • Кто будет находиться в зале: социальный уровень, средний уровень образования присутствующих, лояльность по отношению к спикеру и компании, которую он представляет;

  • Технические характеристики: регламент выступления, кто будет выступать до и после спикера, общая тематика мероприятия, предполагаются ли вопросы из зала;

  • Какие задачи организаторы возлагают на выступление спикера: ответы на какие вопросы хочет услышать аудитория.


Техника письма


Определившись с общей информацией, спичрайтер (человек, пишущий речь для выступающего) должен составить костяк выступления. Он, как и любой текстовый материал, должен включать в себя канон – вступление, основная часть, заключение. Даже трехминутное приветствие должно быть выстроено по этой иерархии.


Вступительная часть должна включать в себя приветствие, короткое представление организации и персоны. В зависимости от тематики выступления, допустимо «вложить в уста» выступающего несколько слов о том, чем занимается организация, каких результатов удалось достичь, какие планы стоят на текущий период, а также, на текущем мероприятии.


Этично начинать выступление с приветствия аудитории и организатора мероприятия: «Уважаемые господа! Уважаемый председательствующий (ФИО)». Если в публицистике отчества не используются, то выступления предусматривают деловое обращение – Иванов Иван Иванович или Иван Иванович. В публичных выступлениях не допускается обращение по фамилиям. В зависимости от уровня мероприятия можно использовать обращение господин – господин Иванов и пр.


Основная часть должна состоять из раскрытия темы выступления. Так, центральной частью приветственного слова служат упоминания о совместной работе с организаторами мероприятия, основные вехи взаимодействия и результаты. Для доклада основной частью служит раскрытие темы и т.д.


В заключительной части выступающий должен поблагодарить слушателей за внимание, выразить надежды на плодотворную работу на мероприятии, обратиться к аудитории с ключевым посылом.


Особенности спикера


Любой спикер имеет свои особенности публичных выступлений. Это может быть характерное затягивание гласных в моменты растерянности, заикание при волнении, тяжелое дыхание при произнесении сложных слов и пр. Спичрайтер должен знать слабые стороны выступающего лучше, чем он сам, и учитывать их при подготовке речи.


Стилистика публичного выступления разительно отличается от подготовки пресс-релиза или других документальных текстов. Предложения должны быть по возможности максимально короткими и простыми. Практика показывает, что на слух аудитория способна воспринять предложение, состоящее не более, чем из 12-ти слов. Интонация их произношения должна интуитивно угадываться выступающим. Чтобы понять, верно ли выстроено предложение, спичрайтер должен сам проговаривать каждое написанное слово при подготовке текста.


Задача спичрайтера – скрыть слабые стороны спикера и использовать сильные. К примеру, если выступающий имеет определенную харизму и умеет общаться с публикой, можно допустить в выступлении несколько уместных и деликатных шуток. Их не должно быть много и для короткого выступления достаточно одной. Также важно помнить, что остроты в публичном выступлении могут грамотно преподносить только опытные спикеры.


Распечатанный текст


Текст должен быть представлен спикеру как можно раньше, чтобы тот успел внести свои коррективы и провести несколько репетиций. Даже самый опытный выступающий не должен пренебрегать репетициями, которые непременно следует проводить вслух.


В тексте важно писать все числовые выражения словами: вместо «3,5» следует писать «три целых пять десятых». Это упростит восприятие выступающего.


Распечатанный шрифт должен быть не менее 14 кегля с полуторным межстрочным пробелом. Это позволит выступающему (или самому спичрайтеру) проставить знаки интонации в виде стрелочек, чтобы придать выступлению выразительность и вдумчивость.


При написании сложных слов важно использовать ударение. Если текстовой редактор не позволяет проставить засечки, то ударную гласную следует выделить полужирным шрифтом.


Особую значимость для текста имеет смысловая разбивка на абзацы. Они должны быть небольшими, строго разделенными по интеллектуальным акцентам.