Совет 1: Как оформить прямую речь

Чужое высказывание можно передать с помощью косвенной или прямой речи. Оформление последней на письме может быть затруднительно, т.к. расстановка знаков препинания зависит от места расположения авторского контекста по отношению к прямой речи.
Инструкция
1
Если авторские слова расположены перед прямой речью, то после них поставьте двоеточие, откройте кавычки, а прямую речь пишите с прописной буквы. При окончании прямой речи вопросительным или восклицательным знаком кавычки ставятся после него, а в повествовательном предложении закрываются кавычки и ставится точка.

Примеры: Андрей сказал: «Я буду сейчас играть».

Он спросил: «Что ты делаешь

Он воскликнул: «Как прекрасен вид из окна!»
2
Если прямая речь предшествует авторским словам, заключите ее в кавычки, начните с прописной буквы, поставьте тире, а слова автора пишите с маленькой буквы, в конце предложения ставится точка. Восклицательный и вопросительный знаки после прямой речи ставьте всегда внутри кавычек, запятую при прямой речи без эмоциональной окраски - после кавычек и перед тире.

Примеры: «Я буду сейчас играть», - сказал Андрей.

«Что ты делаешь?» - спросил он.

«Как прекрасен вид из окна!» - воскликнул он.
3
Прямая речь может прерываться авторскими словами. В этом случае кавычки откройте и закройте один раз, прямую речь напишите с прописной буквы, поставьте запятую и тире по окончании ее первой части, слова автора пишите со строчной буквы, после них снова поставьте запятую и тире:

«Прямая речь, - автор, - прямая речь». Заметьте, что после авторских слов поставлена запятая, а прямая речь начинается с маленькой буквы. Например: «Иди дальше, - сказала девушка, - я следую за тобой».

«Прямая речь, - автор. - Прямая речь». Например: «Вечером приду в гости, - сказал он. – Нам нужно серьезно поговорить».

«Прямая речь!(?) - автор. - Прямая речь». Например: «Какой прекрасный день, не правда ли? – спросила Катя. – Я искренне восхищена природой».
4
Прямая речь располагается внутри авторских слов. В этом случае расставьте знаки препинания по следующим схемам:

Автор: «Прямая речь», - автор.

Пример. Он пробормотал: «Я очень хочу спать», - и сразу же уснул.

Автор: «Прямая речь!(?)» - автор.

Пример. Я услышал голос из холла: «Как так можно?» - и Сергей Петрович вошел в комнату.

Автор: «Прямая речь…» - автор.

Пример. Капитан промолвил: «Ветерок бы сейчас подул…» - и устремил взгляд в море.
5
Оформление диалога возможно одним из следующих способов: В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. С помощью тире отделяется каждая реплика, заключенная в кавычки.

Пример. В течение нескольких минут они шли молча. Елизавета спросила: «Как долго вы будете отсутствовать?» - «Два месяца». - «Вы будете мне звонить или писать?» - «Да, конечно!»
С новой строки написана каждая последующая реплика, перед которой ставится тире. Кавычки в этом случае не употребляются.

Пример.

- Вам холодно, Екатерина? - спросил Иван Петрович.

- Нет.

- Давайте зайдем в кафе.

- Хорошо.
6
Оформление цитат:

- Цитата записывается по одному из способов оформления прямой речи.

Пример. Белинский считал: «Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни».

- Часть цитаты не приводится, а ее пропуск отмечается многоточием.

Пример. Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся... и произведут бурю».

- Цитата является составной частью авторского текста. В этом случае она пишется со строчной буквы и заключается в кавычки.

Пример. Белинский отмечает, что у Пушкина есть удивительная способность «делать поэтическими самые прозаические предметы».

- Цитировать стихотворный текст следует без кавычек, соблюдая строчки и строфы.
Источники:
  • как оформляется прямая речь
  • Основные правила написания диалогов

Совет 2: Как заменить прямую речь косвенной

Предложения с косвенной речью помогают передать чужие мысли от своего лица. Они содержат основную суть сказанных кем-то слов, проще в построении и пунктуационном оформлении. При замене прямой речи на косвенную важно обращать внимание на цель передачи мысли (сообщение, вопрос или побуждение), употреблять соответствующие средства связи частей предложения, следить за точными формами использования некоторых слов.
Инструкция
1
В нашем языке чужие слова можно передавать несколькими способами. С этой целью чаще всего используются прямая и косвенная речь. Сохраняя суть, эти синтаксические конструкции по-разному выражают содержание, произносятся и оформляются на письме.
2
При передаче мыслей с помощью прямой речи сохраняются все особенности высказывания: неизменным остается содержание, в устной речи сохраняется интонация, которая на письме показывается необходимыми знаками препинания. Это самый точный способ передачи чужих слов.
3
Косвенная речь, как правило, содержит основную суть чужих мыслей, сообщается не от лица автора, а говорящего без сохранения интонационных особенностей. В письменной речи оформляется без кавычек в виде сложноподчиненного предложения.
4
Заменяя прямую речь на косвенную, соблюдайте главные правила построения предложений, точно употребляйте формы отдельных слов. Предложения с чужой речью представляют две части: автор и передаваемая речь. В предложениях с прямой речью место слов автора непостоянное: впереди, в середине или после высказывания. Косвенная, как правило, занимает позицию после авторских слов и является придаточным предложением. Чтобы правильно справиться с заданием по замене подобных синтаксических конструкций, действуйте согласно определенному порядку.
5
Сначала определите границы частей предложения с прямой речью. Слова автора в предложении с косвенной речью почти всегда остаются неизмененными, они будут представлять главную часть сложноподчиненного предложения.
6
Далее обратите внимание на вид по цели высказывания предложения, входящего в состав прямой речи (оно будет придаточным). Если перед вами повествовательное предложение, то средством связи с главным будут союзы «что», «будто». Например, «Очевидцы утверждали, что (будто) несчастный случай произошел по вине пешехода». Союз «чтобы» используйте для передачи содержания побудительных предложений. Частица «ли», местоимения «кто», «что», «какой» и др., наречия «когда», «почему», «где» и т.п. помогают выразить косвенный вопрос.
7
Производя замену, внимательно следите за соответствием личных и притяжательных местоимений, лица глаголов: они употребляются с позиции того, кто их передает, а не от лица говорящего. Если прямая речь имела в составе обращения, передающие эмоции частицы или междометия, то необходимо их опустить.
8
Рассмотрите разные примеры замены прямой речи на косвенную:
• Бабушка попросила внучку: «Принеси мне, пожалуйста, очки». – Бабушка попросила внучку, чтобы она принесла ей очки.
• Таксист уверенно заявил: «Я домчу вас до аэропорта за десять минут». – Таксист уверенно заявил, что домчит нас до аэропорта за десять минут.
• «Приходите на консультацию во второй половине дня», - объявил нам учитель математики. – Учитель математики объявил нам, чтобы мы приходили на консультацию во второй половине дня.
• Марина поинтересовалась у подруги: «Лена, ты собираешься завтра в театр?» - Марина поинтересовалась у Лены, собирается ли она завтра в театр.
Видео по теме
Обратите внимание
• Не ставьте вопросительный знак, если перед вами косвенный вопрос.
• Оформленную как косвенную речь цитату заключайте в кавычки и пишите со строчной буквы.
Источники:
  • Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др., 2008
  • Способы передачи чужой речи
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500