Какие значения есть у вводных слов


Без использования вводных слов и словосочетаний довольно часто просто не обойтись. Они уместны при общении людей, служат средством оформления мыслей в письменной речи.

Для отдельных слов, например, «пожалуйста», «впрочем», «итак» непосредственно предназначено выступать в роли вводных. Но намного чаще значение вводных приобретают слова различных самостоятельных частей речи. Самые разные группы таких специальных слов выделяются в зависимости от значения.



Вводные слова и сочетания, помогающие выразить отношение к сообщаемым в высказывании событиям, заключают в своем составе большое количество слов и сочетаний и передают разнообразные значения. Слова «безусловно», «конечно», «без всякого сомнения» дают возможность показать уверенность, а «вероятно», «возможно», «наверное» — неуверенность. Эмоции радости и удовольствия передаются словами «к общей радости», «к (моему) удовольствию», «к счастью»; сожаления и удивления — «к несчастью», «к огорчению», «к удивлению окружающих». Добавив в предложение вводные слова «по обыкновению», «случается», «как всегда», можно оценить обычные факты.

Слова «во-первых», «итак», «например», «значит», «наоборот», «с другой стороны», «таким образом» помогут установить связь между мыслями, последовательно их изложить.

Добавить экспрессивности высказыванию, точно оформить мысли свойственно словам и сочетаниям «иначе», «(короче) говоря», «мягко (грубо) выражаясь», смешно сказать«, «по правде говоря», «одним словом», многим другим. Некоторые слова («по-нашему», «по словам...», «по моим расчетам») укажут на источник высказывания. При использовании вводных слов «понимаешь (-ете) ли», «извини(те)», «пожалуйста», «послушай(те)», «позволь(те)» к сообщению привлекается внимание. Есть немало вводных слов, которые способны придавать высказываниям и другие значения.


Интонация и оформление на письме


Вводные конструкции нужно произносить с особенной интонацией: стараться понижать голос, а сами слова проговаривать в быстром темпе.



Такие специальные слова обычно имеют отношение ко всему предложению, но могут придавать определенное значение отдельным членам предложения, занимая место рядом с ними.

Между вводными словами и членами предложения не устанавливается синтаксическая связь. Это исключает подобные конструкции из рядов членов предложения и требует их выделения: в устной речи — интонацией, в письменной — запятыми. Например, «Солнечная погода, кажется, установилась надолго», «По моему мнению, врач — самая гуманная профессия». Если функция вводных слов приближается к функции союзов, тогда в структуре предложения они становятся необходимы. К примеру, повторение слова «может (быть)» выражает разделительные отношения: «Родители пока не решили, когда наша семья поедет отдыхать на море: может, в июле, может, в августе».




Важно уметь отличать вводные слова от структурно необходимых слов в предложении. Сравните: «К моему огорчению прибавилось сильное чувство досады» — «К моему огорчению, мальчик не захотел прислушаться к совету взрослых». Если опустить вводные слова, смысл предложения не изменится.