Совет 1: Что такое вводные слова

Слова или фразы, которыми говорящий обозначает свое собственное отношение к высказыванию, называют «вводными». Такие слова могут содержать, например, оценку достоверности содержащейся в предложении информации («по слухам»), степень ее необычности («как водится»), эмоциональную окраску («к счастью») и т.д. Существует целый список, перечисляющий для чего именно вводные слова можно использовать в предложении.
Инструкция
1
Случаи, в которых наиболее часто прибегают к использованию вводных слов, можно разбить, как минимум, на девять групп:

- для упорядочивания излагаемого текста и разбиения его на логические связанные фрагменты («во-первых», «во-вторых», «итак» и т.д.);
- для оценки доверия самого говорящего к приводимой им информации («несомненно», «вероятно», «возможно» и т.д.);
- в качестве ссылки на источник сообщения («по его словам», «по-вашему», «дескать» и т.д.);
- как способ оформления собственных мыслей говорящего («вернее», «так сказать», «другими словами» и т.д.);
- в качестве обращения к слушателю («поймите», «видите ли», «поверьте» и т.д.);
- для выражения эмоционального отношения говорящего («к счастью», «не ровен час», «чего доброго» и т.д.);
- для задания степени экспрессивности высказывания («кроме шуток», «смешно сказать», «честно говоря» и т.д.);
- для выражения количественной оценки («по меньшей мере», «без преувеличений», «самое большее» и т.д.);
- для выражения степени необычности того, о чем идет речь («как водится», «случается», «бывало» и т.д.).
2
В устной речи вводные слова отделяются от остального предложения паузами, часто произносятся немного быстрее остального текста и с несколько пониженной интонацией.
3
Если рассматривать вводные слова с точки зрения синтаксиса и пунктуации русского языка, то пунктуационно они почти всегда выделены в предложении запятыми, а синтаксически не связаны ни с какими членами предложения. Поэтому, если у вас есть сомнение, является ли выделенное запятыми слово или сочетание вводным, то попробуйте убрать его из предложения - если смысл не изменится, то это, по-видимому, все же вводное слово. Например, в предложении «Это высказывание, казалось, привело его в ярость» слово «казалось» является вводным, а в предложении «Нам казалось, что падение неизбежно» - нет.

Совет 2: Зачем нужны вводные слова

Вводными могут быть слово или фраза, которая входит в состав предложения, но не вступает в синтаксические отношения с его частями. Это значит, что вводное слово является частью предложения, но не обязательной, а скорее желательной. Вводные слова и предложения не несут никакой синтаксической функции.

Можно ли обойтись в речи без вводных слов? Скорее всего, нет. Вводные слова используются говорящим или пишущим, чтобы выразить свое отношения к высказанному, свои чувства и эмоции. Например, "к счастью", "к радости" и "к несчастью" - эти вводные слова используют, чтобы выразить степень доверия или недоверия, достоверности к высказанной информации, "конечно", "разумеется", "может быть" - указать на источник сообщения, "по моему мнению", "по сообщению газет" - выразить призыв к собеседнику для привлечения его внимания к высказанному, "представьте себе", "заметьте", "видишь ли" - указать на способ или прием оформления мыслей. Выделяют по значению до 10 групп вводных слов.

Вводные слова относятся к самому активному пласту русской лексики и беспрестанно претерпевают различные изменения, как-то появляются новые под влиянием развития языка и общества в целом.

Где просто необходимо употреблять вводные слова? Конечно, если вы пишете какой-либо отзыв о чем-то, то не обойтись без того, чтобы расцветить его рядом вводных слов, ведь иначе автору невозможно выразить своего отношения к описываемому событию или явлению, а читателю, соответственно, не понять авторского отношения к проблеме. Вводные конструкции употребляются в начале предложения, в середине и реже – в конце. Начните свою речь или статью с вводного слова, так вы расположите слушателя или читателя к сообщаемой информации.

Однако стоит помнить, что не следует перегружать устную речь и особенно письменную вводными словами. Они способны значительно затруднить восприятие текста и помешать пониманию его сути. Достаточно вставить в свой текст порядка 4-5 вводных слов на лист. Иначе вводные слова, употребленные неуместно, превратятся в сорняки и принесут не пользу вам, а вред. Также следует знать, что вводные слова и предложения на письме выделяются запятыми с обеих сторон, а в устной речи, соответственно, паузами. Это давало основание лингвистам 19 века считать, что подобные конструкции лишь засоряют речь, потому от них желательно избавляться. Такого мнения, к примеру, придерживался ученый А.А. Пешковский.

Однако со временем взгляд на функцию вводных слов в речи значительно изменился. И можно быть уверенным, что в речи грамотного человека вводные слова займут достойное место. Ведь умелое употребление вводных слов и выражений делает нашу речь более стройной, умелой и экспрессивно окрашенной.

Видео по теме

Совет 3: Как употреблять вводные слова

В нашем языке есть специальные слова, которые не выполняют функцию членов предложения, не связаны с ними грамматически. Предложение не потеряет смысл, если в нем будут отсутствовать такие слова. Некоторым может показаться, что вводные слова делают речь медленнее, но именно с их помощью мы часто связываем мысли, выражаем личное отношение к сообщению, указываем, кому принадлежит высказывание. Главное, уместно употреблять вводные слова, правильно оформлять на письме.

Какие значения есть у вводных слов

Без использования вводных слов и словосочетаний довольно часто просто не обойтись. Они уместны при общении людей, служат средством оформления мыслей в письменной речи.

Для отдельных слов, например, «пожалуйста», «впрочем», «итак» непосредственно предназначено выступать в роли вводных. Но намного чаще значение вводных приобретают слова различных самостоятельных частей речи. Самые разные группы таких специальных слов выделяются в зависимости от значения.

Вводные слова и сочетания, помогающие выразить отношение к сообщаемым в высказывании событиям, заключают в своем составе большое количество слов и сочетаний и передают разнообразные значения. Слова «безусловно», «конечно», «без всякого сомнения» дают возможность показать уверенность, а «вероятно», «возможно», «наверное» — неуверенность. Эмоции радости и удовольствия передаются словами «к общей радости», «к (моему) удовольствию», «к счастью»; сожаления и удивления — «к несчастью», «к огорчению», «к удивлению окружающих». Добавив в предложение вводные слова «по обыкновению», «случается», «как всегда», можно оценить обычные факты.

Слова «во-первых», «итак», «например», «значит», «наоборот», «с другой стороны», «таким образом» помогут установить связь между мыслями, последовательно их изложить.

Добавить экспрессивности высказыванию, точно оформить мысли свойственно словам и сочетаниям «иначе», «(короче) говоря», «мягко (грубо) выражаясь», смешно сказать«, «по правде говоря», «одним словом», многим другим. Некоторые слова («по-нашему», «по словам...», «по моим расчетам») укажут на источник высказывания. При использовании вводных слов «понимаешь (-ете) ли», «извини(те)», «пожалуйста», «послушай(те)», «позволь(те)» к сообщению привлекается внимание. Есть немало вводных слов, которые способны придавать высказываниям и другие значения.

Интонация и оформление на письме

Вводные конструкции нужно произносить с особенной интонацией: стараться понижать голос, а сами слова проговаривать в быстром темпе.

Такие специальные слова обычно имеют отношение ко всему предложению, но могут придавать определенное значение отдельным членам предложения, занимая место рядом с ними.

Между вводными словами и членами предложения не устанавливается синтаксическая связь. Это исключает подобные конструкции из рядов членов предложения и требует их выделения: в устной речи — интонацией, в письменной — запятыми. Например, «Солнечная погода, кажется, установилась надолго», «По моему мнению, врач — самая гуманная профессия». Если функция вводных слов приближается к функции союзов, тогда в структуре предложения они становятся необходимы. К примеру, повторение слова «может (быть)» выражает разделительные отношения: «Родители пока не решили, когда наша семья поедет отдыхать на море: может, в июле, может, в августе».

Важно уметь отличать вводные слова от структурно необходимых слов в предложении. Сравните: «К моему огорчению прибавилось сильное чувство досады» — «К моему огорчению, мальчик не захотел прислушаться к совету взрослых». Если опустить вводные слова, смысл предложения не изменится.

Источники:
  • Вводные слова и словосочетания

Совет 4: Зачем нужны водные слова

Из школьной программы известно, что вводными являются слова, грамматически не связанные с членами предложения (т.е. не связанные по способу управления, согласования, примыкания). С помощью вводных слов выражается отношение говорящего к высказываемой мысли, характеризуется способ ее оформления. Они имеют интонацию вводности, которая изъявляется в более быстром произнесении и понижении голоса в сравнении с остальной частью предложения.
Морфологически такие слова выражаются или специальными вводными словами («итак», «пожалуйста») или словами разных частей речи, в случае их особого употребления («к счастью», «напротив»). Вводные слова могут относиться и ко всему предложению, и к определенной его части. Они означают:- добавочные экспрессивные и эмоциональные оттенки («Я, к сожалению, понял, что натворил»);- оценку говорящего степени достоверности сообщаемого факта («по сути дела», «само собой разумеется», «без всякого сомнения»);- оценку фактов с точки зрения их обыденности («как водится», «по обыкновению»);- чувства говорящего: радость, удивление, досаду, сожаление и др. («Я, на удивление, быстро понял о чем речь»);- последовательность изложения, связь мыслей («Стало быть, ты не хочешь перейти дорогу»);- способы и приемы оформления мыслей, экспрессивный характер высказывания («Признаться сказать, ни в какое время не было здесь такой бури»);- упорядочение мыслей («во-первых», «во-вторых») и способ их оформления («иначе говоря», «одним словом»).Ряд вводных предложений указывает на источник сообщения («с точки зрения», «как известно»).В особую группу можно выделить вводные слова, которые обращены к читателю или собеседнику. Их целью является привлечение внимания к излагаемым фактам, внушение определенного отношения к сообщаемому («Сделайте милость, послушайте, что я вам скажу»).Не будучи синтаксически связаны с членами предложения, зачастую вводные слова выполняют конструктивную роль и являются необходимыми для его структуры.Основная сфера их употребления – устная речь, которой они придают интонационную выразительность, часто встречаются в художественной речи, но не в книжной, где предпочтение отдается более коротким вводным единицам. Предложения с вводными словами чаще всего лаконичны, редко бывают распространенными.
Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • Е.И. Литневская «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше