Основные принципы управления персоналом


Принцип управления персоналом предприятия – это совокупность норм, правил и положений, которым должны следовать руководители коллектива и специалисты верхнего звена – начальники отделов, цехов, участков и служащие отдела кадров организации.

Способы управления условно делятся на два основных метода – это традиционное и современное управление. В традиционное управление входят плановость подбора и расстановки кадров предприятия, демократичность в системе контроля выполнения решений руководящего звена и умелое сочетание единоналичия и коллегиальности в распорядительстве процессом. Такая методика управления персоналом традиционна еще с советских времен и имеет ряд несоответствий с современными реалиями. Тем не менее, во многих организациях отдается предпочтение именно такому способу руководства.


Современное управление предполагает, в дополнение к традиционной методике, широкое развитие социальной стороны предприятия, индивидуальный подход к профессиональному развитию каждого сотрудника, непрерывное повышение его квалификации, непосредственное участие каждого в развитии производственных процессов и улучшении качества жизни коллектива.

Любой из методов управления персоналом включает в себя три основных направления, без которых невозможно эффективное существование производственного процесса – это административное, экономическое и социально-психологическое направление.

Административное управление персоналом


Административное управление осуществляется руководящим аппаратом организации и включает в себя разработку стратегии функционирования подразделений, организацию и нормирование рабочего дня, регулирование ставок оплаты и определение разрядов сотрудников, разработку должностных и рабочих инструкций.

Административное воздействие заключается в составлении правовых документов, к примеру, приказов, распоряжений и инструкций, и организации их донесения до всех сотрудников коллектива.

Экономическое управление персоналом


Эта ветвь управления коллективом несет на себе обязанности по мобилизации и мотивации деятельности сотрудников, поиске решений и методов их материальной стимуляции, то есть изыскания средств для повышения оплаты труда и премирования.

Кроме этого, к экономическому управлению относятся и все виды страхования персонала предприятия, организация питания на рабочем месте, доставка сотрудников до места работы.

Социально-психологическое управление сотрудниками


Социально-психологическая сторона управления – это выявление лидеров среди персонала предприятия и минимизация конфликтных ситуаций в ходе рабочего процесса, организация культурных мероприятий и корпоративов, формирование карьеры каждого работника на основе его личностных качеств, подбор бригад или служащих того или иного отдела на основе психологических портретов каждого.