Совет 1: Как живут в детских домах

Одна из самых страшных реалий современной жизни – детские дома. И не потому, что жизнь в них тяжелая – детские дома есть разные, благоустроенные и не очень. А потому, что сам факт того, что есть «ненужные», неустроенные дети поражает своим цинизмом.
Чтобы понять, как живут дети в детских домах, надо в первую очередь избавиться от мифов, которые плотно засели в головах обывателей.
Как живут в детских домах
Инструкция
1
Миф первый: в детских домах живут только сироты. На самом деле сирот, т. е тех, у которых умерли родители, в приютах не так много от общего количества детей. Больше всего в детских домах детей, оставшихся без попечения родителей. Что это значит? Это значит, что мама (реже папа, если имеется) лишена родительских прав или ограничена в них. Лишают родительских прав по решению суда, и причинами могут стать: ненадлежащий уход за ребенком, пьянство или наркомания родителей, тяжелая болезнь, нахождение в местах лишения свободы. Но сначала родителей ограничивают в правах и детей изымают из семьи, давая матери время решить свои проблемы. Если же мама продолжает жить маргинальной жизнью, ее лишают родительских прав, а ребенка определяют в сиротское учреждение.
2
Миф второй: в детских домах процветает жестокость. Эта информация пошла от появляющихся время от времени в СМИ статьях об избиениях воспитанников сверстниками или персоналом. Здесь, конечно, есть доля правды, но массового явления подобные вещи не имеют. Очень многое зависит от руководства сиротских учреждений, от персонала, от того, сколько детей там находится. Есть небольшие, «камерные» приюты, в которых детей не больше 40, а значит, каждый ребенок находится под присмотром и к каждому применяется индивидуальный подход. Чаще всего неприятные инциденты случаются в коррекционных детских домах, где находятся дети с теми или иными нарушениями психики. А значит, конфликтов не избежать.
3
Миф третий: в детские дома плохо финансируют. Детские дома сейчас имеет подушевое финансирование, как и школы. Получается, чем больше детей, тем больше денег. И деньги выделяются неплохие. Но если, допустим, в детском доме надо провести дорогостоящий ремонт, дополнительные средства можно найти только во внебюджетных источниках – благотворительных фондах, некоммерческих организациях. Или же придется урезать детей, например, в питании или одежде. Поэтому, руководство сиротских учреждений активно сотрудничают с волонтерами. Но поскольку деньги выделяются из федерального и регионального бюджета пополам, благосостояние детских домов в экономически депрессивных регионах сильно разнится с финансированием в Москве и области не большую сторону.
4
Миф четвертый: детей активно усыновляют иностранцы. На самом деле процент иностранных усыновителей сопоставим с процентом усыновителей из России. Просто иностранцам дают детей с тяжелыми заболеваниями, которых отечественные усыновители не берут только потому, что лечить таких детей у нас негде. И иностранцам отдают детей только под усыновление (удочерение), тогда как в России ребенка можно взять в приемную семью или под опеку.

Совет 2 : Как попытаться изменить жизнь детей-сирот

Дети-сироты, находящиеся на полном государственном обеспечении, выходя из детского дома, оказываются мало приспособлены к жизни в обществе. Самостоятельность оказывается для них слишком сложной задачей, поэтому, к сожалению, так низок процент сирот, сумевших успешно адаптироваться в обществе.
Как попытаться изменить жизнь детей-сирот
Инструкция
1
Для того чтобы переход от жизни в условиях интерната к самостоятельному проживанию стал для детей-сирот наиболее плавным и безболезненным, необходима продуманная программа постинтернатной адаптации и социальной реабилитации выпускников детских интернатных учреждений, которая включает в себя формирование элементарных бытовых навыков, трудовую и социальную адаптацию подростков-сирот.
2
К сожалению, случаи, когда выпускник детского дома не умеет даже заварить себе чай – это не преувеличение, а печальная реальность. Жизнь в условиях детского дома в бытовом отношении достаточно комфортна: воспитанники обеспечиваются готовой едой, и понятия не имеют, как эта еда попадает к ним на стол. Они пользуются одеждой и предметами быта, но не имеют навыков мелкого ремонта одежды, стирки, уборки помещения – ведь все это делает для них и за них персонал детского дома.
3
Программа воспитания и обучения детей в детском доме обязательно должна включать в себя систематические занятия по формированию элементарных бытовых навыков. Дети, воспитывающиеся в интернате, должны, как и дети, растущие в семье, иметь представления о том, как приготовить элементарные блюда, навести порядок в помещении, в котором они живут, произвести мелкий ремонт одежды и т.п. Чем более систематическим будет такой опыт, тем прочнее дети усвоят навыки самообслуживания, необходимые им в жизни.
4
Особые «отношения» у детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, складываются с деньгами. Не видя прямой зависимости между работой взрослых и материальным вознаграждением, которое они за это получают, и бытовыми условиями, в которых в результате существует семья, дети-сироты не понимают истинной стоимости денег, не имеют навыка распределять средства на различные нужды, а также имеют слабое представление о трудовой деятельности. Задача людей, работающих с подростками-сиротами, не только познакомить своих воспитанников со способами зарабатывания денег, но и с принципами их рационального распределения.
5
Социальная адаптация также имеет важное значение для дальнейшей успешной жизни выпускников детских домов. Ребенок, воспитывающийся в условиях интерната, отличается от ребенка, проживающего в семье по своему психо-эмоциональному развитию: он не видит, как старшие выполняют свои социальные роли (супруга, родителя), у него слабо сформирован навык эмоциональной привязанности и адекватного эмоционального реагирования на различные жизненные ситуации. Особенно это касается детей, с младенческого возраста находящихся в детском учреждении. Формирование и коррекция психо-эмоциональной сферы у подростков-сирот требует особого внимания и специальной целенаправленной работы.
6
Кроме того, выпускники детского дома имеют весьма смутное представление о том, как «устроена» жизнь общества вне детского учреждения. Им сложно сориентироваться, в какие организации обращаться, чтобы решить элементарные бытовые вопросы: получить пособия и субсидии, устроиться на работу, отдать ребенка в детский сад и т.д. Проблема усугубляется еще и тем, что круг общения выпускников детских интернатных учреждений ограничен: как правило, они продолжают общаться со своими товарищами по детскому дому, такими же неопытными в данных вопросах.
7
Задача людей, занимающихся социальной адаптацией подростков-сирот – обеспечить им необходимое социально-педагогическое сопровождение хотя бы в первое время после того, как они покинут детский дом. В обществе считается нормальным, когда молодому человеку родители помогают устроиться на работу, обустроить жилье, решить другие социально-бытовые проблемы, просто поддержать психологически в сложных жизненных ситуациях. Подростки-сироты лишены такой поддержки: у них нет близких значимых взрослых, к которым они могли бы обратиться за помощью и советом.
8
Значит, такую функцию должны взять на себя работники социальных служб. Необходимы реабилитационные центры для выпускников детских домов. Работники таких центров хотя бы отчасти обеспечат подростку поддержку и помощь в период его адаптации к жизни в обществе после выхода из детского дома.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500