Совет 1: Какие инструменты есть в камерном оркестре

Камерный оркестр представляет собой прообраз симфонического оркестра. Для него характерным является намного меньший инструментальный состав, по сравнению с симфоническим.
Инструкция
1
Камерные оркестры являются предшественниками симфонических оркестров. До появления последних в XIX веке камерные оркестры исполняли светскую музыку, иногда аккомпанируя вокалистам. Их название происходит от итальянского "camera" — «комната, палата», ведь камерные оркестры представляли собой небольшой коллектив музыкантов, зачастую от 4 до 12 человек. Часто в XVII веке такие оркестры содержали герцогские дворы.
2
Отличительной особенностью камерного оркестра является то, что одна партия исполняется одним музыкальным инструментом. В свою очередь в симфоническом оркестре, благодаря значительно большему составу, группа музыкантов играет одну партию в унисон.
3
В процессе исторического развития камерной музыки, камерные ансамбли состояли из таких музыкальных инструментов, как солирующий струнный или духовой инструмент и фортепиано; два фортепиано или же фортепиано, на котором играли в четыре руки; одна или две скрипки, альт и виолончель (струнное трио); скрипка, виолончель и фортепиано; фортепиано, скрипка, альт и виолончель.
4
Инструментальный состав камерного оркестра непостоянный, ведь каждое конкретное произведение требует наличия определенных музыкальных инструментов. Но ядром любого современного камерного оркестра являются струнные инструменты. Зачастую струнная группа представлена 6-8 скрипками, 2-3 альтами, 2-3 виолончелями и контрабасом. Для исполнения генерал-баса в оркестр включают клавесин и фагот. Нередко в состав камерного оркестра входят духовые инструменты. Начиная с XX века, составу камерных оркестров свойственна свобода, как бы случайность состава, которая определяется художественным замыслом.
5
В репертуар большинства камерных оркестров входят произведения Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Антонио Вивальди, Арканджело Корелли, Томазо Джованни Альбинони, Георга Фридриха Генделя, Георга Филиппа Телемана и др. Кроме того, музыканты исполняют произведения современных композиторов.
6
Формат камерного оркестра наиболее удобен для функционирования в небольших городах, так как не требует значительных ресурсов на содержание, как, к примеру, симфонический оркестр. Среди камерных оркестров много известных во всем мире коллективов. Среди них можно выделить Английский камерный оркестр, который записал уже более 800 компакт-дисков с произведениями в собственном исполнении и дает концерты по всему миру.

Совет 2: Зачем оркестру нужен дирижер

Любому музыкальному инструменту необходим исполнитель. Под чуткими пальцами мастера раскрывается истинная суть произведения. И особенно это важно, когда под инструментом понимается целый оркестр.
Трудно представить, насколько тонким слухом, пониманием произведения, живым восприятием должен обладать дирижер. Это мастер, ловящий на лету каждую ноту, тонкий нюанс, понимающий огрехи, отслеживающий самые незаметные диссонансы и сбои в организме под названием оркестр. Если для отдельного инструмента нужен игрок, то для оркестра необходим дирижер, поскольку для человека весь оркестр и есть тот самый инструмент, на котором можно сыграть чудесные мелодии.

Дирижеры – откуда они

Интересно отметить, что окончательно дирижерское искусство оформилось только в девятнадцатом веке. Однако уже на ранних барельефах ассирийской и египетской цивилизаций были изображения, где один человек с чем-то вроде жезла, управлял группой людей, играющих на музыкальных инструментах. Нечто подобное было и в Древней Греции, где специальный человек с помощью жестов рук управлял исполнением музыки.
Ближайший родственник дирижерской палочки - скрипичный смычок, поскольку именно им часто задавал темп концертмейстер или первая скрипка.

Следует сказать, что на ранних этапах развития оркестрового исполнения оно не было столь сложным, как в настоящее время. И дирижер был не всегда необходим. Отчасти дальнейшим развитием и закономерным усложнением произведений и обосновано искусство дирижера, а также необходимость в нем.

19 век – дирижеры современности

Дальнейшее усложнение симфонической музыки, увеличение количества инструментов в оркестре потребовало того, чтобы всем этим руководил специальный человек – дирижер. Он держал в руках особую палочку в виде трубки из кожи или просто свернутые в трубочку ноты. Знакомая всем деревянная палочка появилась только в начале девятнадцатого века. Первым ее использовал венский дирижер Игнац фон Мозель.
Интересно, но первоначально для приличия дирижер управлял оркестром, стоя лицом к зрителям.

В практике исполнителей бытовала традиция, что композиторы сами зачастую исполняли свои произведения. Они гастролировали с собственным оркестром или исполняли музыку на постоянном месте пребывания. Композитор в данном случае выступал в роли дирижера.

Значимость дирижера

Средний оркестр состоит из двух-трех десятков исполнителей, а если взять больше, то можно оперировать цифрой около сотни. Несмотря на то, что у каждого есть собственная партитура, у человека может быть свое мнение относительно того, как следует играть: тихо, громче, быстрее, медленнее. Как известно, сколько людей – столько мнений. Представьте себе толпу людей, и каждый - с собственным пониманием произведения. Конечным продуктом такой дезорганизации станет как минимум какофония.

Здесь и требуется руководитель. Тот, кто скажет, где играть чуть тише, где сделать выразительный акцент, как правильно взять паузу. Сложная наука управления оркестром позволяет в точности давать указания как отдельным музыкантам, так и целым группам. Только так гениальное произведение обретает полноту, цельность и живет в веках.
Источники:
  • Откуда у дирижера «волшебная» палочка?

Совет 3: Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра

Симфонический оркестр звучит богато, насыщенно и объемно. Достигается это благодаря использованию инструментов с разными способами звукоизвлечения. В состав современного симфонического оркестра входят четыре основные группы.
Инструкция
1
Прослушайте несколько произведений для симфонического оркестра. Постарайтесь определить, какие именно инструменты вы слышите. Даже человек, никогда не учившийся музыке, в состоянии отличить струнные инструменты от металлических духовых. Струнную группу вы услышите наверняка, ведь в симфоническом оркестре ведет мелодию чаще всего именно она.
2
Прислушайтесь внимательно к струнной группе. В симфоническом оркестре она состоит в основном из смычковых инструментов. К таким инструментам относятся скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Скрипок, альтов и виолончелей в оркестре много, а контрабас может быть один. В свою очередь, группа скрипачей тоже неоднородна, в ней есть первые, вторые и третьи скрипки. Примерно две трети участников симфонического оркестра – исполнители на струнных смычковых инструментах.
3
Духовых групп в симфоническом оркестре две. К деревянным духовым относятся гобои, кларнеты, фаготы. Как ни странно, к этой же группе относятся флейты, хотя делают их из металла. Деревянные духовые придают звучанию оркестра силу и насыщенность.
4
К группе медных духовых инструментов относятся валторны, трубы, тромбоны. Эти инструменты обладают ярким выразительным тембром, они звучат мощно и придают любому произведению блеск и силу. Кроме того, именно медные духовые часто задают ритм. В современном симфоническом оркестре используют не только трубы, тромбоны и валторны. В последнее время композиторы все чаще включают в свои партитуры партию саксофона.
5
Наконец, четвертая основная группа – ударные инструменты. Их задача – задавать ритм и создавать шумовой фон. Они украшают звучание других групп. Ударные инструменты бывают двух видов – с точной высотой звука и без нее. К первым относятся такие инструменты, как ксилофон, литавры, колокольчики. Ко второй подгруппе ударных относятся барабаны (большой и малый), бубен, треугольник, тарелки.
6
Клавишным инструментам в симфонических концертах отводится, как правило, солирующая роль. Но нередко композиторы используют фортепиано, орган или клавесин как полноценные оркестровые инструменты. Для современной академической музыки характеры самые неожиданные сочетания инструментов. Например, в симфоническую партитуру могут быть включены партии баяна, балалайки и даже губной гармошки, то есть инструментов, которые принято относить к народным. Но в основной состав симфонического оркестра эти инструменты не входят.

Совет 4: К каким инструментам относится альт

Альт – инструмент, который относится к струнно-смычковым. В настоящее время он пользуется незаслуженно низкой популярностью, несмотря на то, что возможности у инструмента невероятные. Альт – самый древний из всех современных оркестровых смычковых инструментов. Временем его создания считается рубеж 15 и 16 веков.
Инструкция
1
Альт устроен точно так же, как и скрипка, но он несколько больше в размерах, поэтому и звучит в более низкой тональности. Его струны строятся на октаву выше, чем виолончель и на квинту ниже, чем скрипка (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Чаще всего при исполнении используется диапазон от до малой октавы до ми третьей октавы. Если альт солирует, то нередко его диапазон расширяется в сторону более высоких звуков. Ноты для него записывают в альтовом и скрипичном ключах.
2
Благодаря тому, что альт несколько больше по размерам, чем скрипка, играть на нем под силу далеко не каждому. По этой же причине звукоизвлечение и техника на этом инструменте немного отличаются от скрипичной. Для пальцев левой руки требуется очень хорошая растяжка, но даже если она есть, с ладонью средних размеров играть на альте очень сложно.
3
Альт имеет яркий тембр, он дает густой, немного бархатистый звук, особенно приятный в нижнем регистре, и немного отдающий гнусавостью в верхнем. Он не настолько яркий, как скрипка, но любителям альта нравится именно эта мягкость его звука. Необычный тембр альта объясняется тем, что резонирующий корпус у современных инструментов имеет размеры от 38 до 43 см, в то время как оптимальной для его строя была бы длина 46-47 см. Именно таких размеров его и делали старые мастера, и по уверениям опытных меломанов, встретить альтиста с инструментом идеальных размеров – незабываемое воспоминание, так как звук у такого инструмента удивительно прекрасный. На классическом альте играют обычно опытные музыканты, у которых очень хорошая техника. Такие альты не встретить в оркестре, они выступают соло.
4
Благодаря тому, что солирующий альт встречается крайне редко, его репертуар тоже не слишком широк. Зато в оркестре альт используется постоянно, но там ему редко поручают главные роли. Тем не менее, альт – непременный участник большинства симфонических и струнных оркестров, а струнный квартет без него и вовсе немыслим. Также альт можно встретить в фортепианном квартете или квинтете, струнном трио и других формациях.
5
На альте невозможно начать учиться играть в детстве из-за размеров инструмента. На него обычно переходят, заканчивая музыкальную школу, или в более поздние годы, в консерватории или училище. Известно, что Николо Паганини, виртуозно игравший на скрипке, обладал очень длинными пальцами и был умелым альтистом. Другой известный исполнитель, который совмещал альт со скрипкой – Давид Ойстрах. Тем не менее, в современном оркестре на альтистов часто смотрят, как на неудавшихся скрипачей. Не так уж часто музыканты выбирают альт в качестве своего инструмента из любви к нему.
6
Среди композиторов имеются поклонники альта, которые охотно дают ему главную роль в своих произведениях. Первым это сделал Этьен Мэюль в 18 веке. В его опере Uthal альт играл первую партию. Другой поклонник альта – Гектор Берлиоз, посвятил альту симфонию Гарольд. Берлиоз хотел, чтобы эту партию сыграл Паганини, но, к сожалению, этот замысел исполнить так и не удалось.

Совет 5: Какие инструменты входят в состав оркестра

Оркестр - термин греческого происхождения, обозначающий большой музыкально-инструментальный коллектив. Понятие о составе оркестра возникло во времена Баха и было связано с унификацией музыкального искусства, породившей основные современные музыкальные структуры: симфонический, струнный, народный и духовой оркестры.
Инструкция
1
Основным сообществом инструментальных семейств является симфонический оркестр. Это довольно большой коллектив, исполняющий преимущественно академическую музыку (классику, изучаемую студентами музыкальных учреждений) западноевропейских композиторов 17-19 вв. Изначально, с появлением в Европе классической симфонии в 18 веке, в его состав входили духовые медные, струнные (смычковые) и ударные инструменты. Со временем увеличивалось разнообразие представителей каждой группы.
2
В состав малого симфонического оркестра (до 50 исполнителей) входят: флейты, кларнеты, гобой, валторны, фаготы, трубы и литавры – обычно по 2 инструмента каждого вида. А также не более 20 представителей струнных: скрипки (первые – 5, вторые - 4), альты – 4 единицы, контрабасов – 2, виолончели - 3.
3
В большом симфоническом оркестре, где иногда присутствуют свыше 100 музыкантов, струнная группа может превышать 60 инструментов (составляя 2/3 от общего состава). Заметно пополняется группа ударных, кроме литавр, сюда входят тарелки, там-там, треугольник, колокольчики, барабан большой и малый. Духовые инструменты представлены медной группой и деревянной. Контрабасовая туба, до 5 тромбонов (басовых, теноровых), 8 валторн (в т.ч. вагнеровские), 5 труб (в т.ч. басовая, альтовая, малая) – медная группа.
4
Деревянная группа насчитывает по 5 инструментов каждого семейства, а также разновидности некоторых из них (английский рожок, флейта альтовая и малая, контрафагот и пр.). Нередко добавляют саксофоны всех 4 видов, клавесин, фортепиано, арфу. Совсем редко – орган. По числу одноименных инструментов составы бывают парные, тройные, четверные и пятерные.
5
Духовой оркестр отличается от симфонического отсутствием струнных. Духовые инструменты делятся на медные (широкомензурные – ведущие, и узкомензурные) и деревянные (кларнетно-саксофоновые, преобладающие, флейты, фаготы, гобои). Удвоенная деревянная группа используется в большом духовом оркестре наряду с многочисленными разновидностями ударных и привлечением клавишных инструментов. Это позволяет играть наряду с вальсами и маршами и оперные арии, концерты, увертюры, симфонии.
6
Народные оркестры состоят из национальных инструментов и компонуются согласно музыкальным традициям данного народа. К русским народным инструментам относятся: баян, балалайка, домра, свирель, жалейка, рожок, бубен и гусли. В зависимости от исполняемого музыкального произведения инструментальный состав может дополняться ударными, колоколами, гобоями, флейтами и пр.
Видео по теме
Обратите внимание
Скрипки (первые и вторые), альты, контрабасы, виолончели – струнные смычковые - образуют струнный оркестр.

Совет 6: К каким инструментам относится фортепиано

По разным системам классификации фортепиано может попадать в разные группы: ударные, струнные, клавишные. Официально в российском и европейском инструментоведении принята классификация музыковедов Курта Закса и Эриха фон Хорнбостеля. Они основываются на двух критериях: источник звука и способ звукоизвлечения, исходя из которых классифицируется и фортепиано.
Инструкция
1
Рассмотрите фортепиано по первому признаку классификации Закса - источник звука. Звук пианино образуется путем удара системы молоточков по струнам. Струны натянуты с помощью колков на чугунную раму. Резонанс и громкость звуку струны добавляет деревянная дека. В роялях она расположена горизонтально, в пианино - вертикально. Поэтому источником самого звука является струна. И фортепиано попадает в класс струнных инструментов, иначе хордофонов.
2
Обратите внимание на способ извлечения звука из фортепиано. За это отвечает целая система молоточков, с помощью специального механизма ударяющая по струнам. По этому способу пианино подразделяется на подкласс простых струнных инструментов, таких как цимбалы. В цимбалах исполнитель тоже бьет по струнам молоточками или палочками.
3
Как видно из современного строения инструмента, сам звук происходит в фортепиано от удара. Поэтому многие относят фортепиано к группе ударных инструментов, вместе с барабанами, литаврами, дарбуками. А наличие струн уже относят к категории подклассов. Но это не существенно. Струнный ударный инструмент или ударный струнный инструмент.
4
Дальнейший разбор механики фортепиано покажет, что удар молоточка происходит в фортепиано механически. Исполнитель не напрямую ударяет по струнам палочками, а использует клавиатуру. Пианист нажимает на клавишу, та в свою очередь, подключает молоток в работу. По такому признаку клавишные инструменты выделяют вообще в отдельную категорию. Существуют духовые клавишные инструменты, электронные. Аккордеон и орган имеют клавиатуру. Но у них совсем другой принцип звукообразования. Наличие целой группы инструментов с клавиатурой позволяет говорить о правомерности такого деления, как делал в своей системе П. Зимин. По такой классификации фортепиано можно назвать ударно-клавишным инструментом струнного типа.
Видео по теме
Обратите внимание
Систем классификации инструментов очень много, но все они несовершенны и от этого возникают вопросы и споры в отношении таких инструментов, как фортепиано.
Полезный совет
Высказывая мнение о классификации фортепиано, учитывайте различные точки зрения на классификацию данного инструмента, существующие в инструментоведении.

Совет 7: Какие музыкальные инструменты есть в симфоническом оркестре

В состав симфонического оркестра входят акустические инструменты, традиционно использующиеся в академической музыке. Состав оркестра, как правило, неизменен, но для воплощения творческого замысла допускается использование и других инструментов.
Инструкция
1
К первой группе инструментов симфонического оркестра, самой обширной и, наверное, самой узнаваемой, относятся струнные смычковые инструменты. Сюда входят скрипки, альты и виолончели, которые во время концерта обычно находятся на «передовой», прямо перед дирижером, а также контрабасы. Все эти инструменты представляют собой деревянную деку с натянутыми поверх струнами, на которых играют с помощью смычка. Форма деки у всех представителей этого музыкального «семейства» одинакова, различается ее размер и, соответственно, высота издаваемого звука. Скрипка обладает самым высоким строем и при этом является важнейшим инструментом в симфоническом оркестре. Чуть ниже по звучанию альт, а затем виолончель. Самым низким звуком обладает контрабас, который обычно выступает в роли ритм-секции, в отличие от солирующей скрипки.
2
К деревянным духовым относятся инструменты, принцип звукоизвлечения которых строится на вибрации воздуха в полой трубе, где с помощью клапанов изменяется высота звука. Несмотря на название, современные представители этой группы могут быть сделаны вовсе не из дерева, а из металла, полимерных материалов или даже стекла. Например, оркестровые флейты обычно сделаны из сплава, в который могут входить и драгоценные металлы. Компанию им составляют гобой, кларнет и самый низкий по звучанию деревянный духовой инструмент - фагот. Внешне, как правило, все они представляют собой длинные трубки с клапанами-отверстиями сверху, воздух в которые музыкант подает прямо из своих легких. В эту группу также входит и саксофон, однако он не является традиционным инструментом симфонического оркестра.
3
Медные духовые по принципу звукоизвлечения похожи на своих «деревянных» собратьев, хотя отличаются от них внешне. Кроме того, все инструменты этой группы обладают громким и ярким звучанием, за счет чего имеют довольно ограниченное применение в симфоническом оркестре и не всегда в нем в полной мере представлены. Чаще всего в традиционный состав входят труба, тромбон, валторна, туба.
4
Ритм-секцию симфонического оркестра представляет группа ударных инструментов. В нее входят и ксилофоны, и треугольники, и другие шумовые инструменты, но чаще всего в оркестре можно встретить двух представителей этого «семейства». Литавры представляют собой большие металлические барабаны, обтянутые мембраной, по которой исполнитель ударяет специальными палками. Также используются тарелки - металлические диски, которые музыкант держит в руках и ударяет друг об друга. Вообще-то во время концерта оба эти инструмента могут прозвучать всего однажды, однако это, несомненно, будет очень напряженная часть, кульминация произведения.
5
Иногда в составе симфонического оркестра могут появляться и другие инструменты. В зависимости от творческого замысла автора или аранжировщика, к традиционному набору на концерте может добавиться арфа, расширенный состав медных духовых или ударных, клавишные (фортепиано, клавесин) или орган. В современных вариациях симфонической музыки можно услышать и весьма специфические для этого жанра инструменты, от ирландских волынок до электрогитары, однако непосредственно в состав оркестра они, как правило, не входят.
Видео по теме

Совет 8: Какие инструменты входят в симфонический оркестр

Симфонический оркестр исполняет академическую музыку. Он состоит из большого коллектива музыкантов. В составе оркестра можно выделить несколько основных групп инструментов — струнные, духовые и ударные.

Струнные

Струнным отводится роль носителей мелодического начала. Данная группа представлена скрипками, альтами, виолончелями, контрабасами. Музыканты, которые играют на струнных, составляют около 2/3 коллектива.

Самым виртуозным инструментом в этой группе является скрипка. Ее отличает нежный поющий тембр, благодаря чему она зачастую исполняет главную мелодию. Альт внешне похож на скрипку, но имеет более крупный размер и приглушенный звук. Виолончель обладает более низким, мягким и бархатным звучанием, а контрабас является самым низким и гудящим среди струнных.

Духовые

Данные инструменты можно разделить на деревянные и медные. К первым относятся флейты, гобои, фаготы и кларнеты. Зачастую им даются самостоятельные партии. Флейта имеет звонкий и в то же время холодный звук. У гобоя он более певучий, теплый и насыщенный. Кларнет отличает разнообразие тембров, а фагот — густая легкая хрипловатость. Деревянные духовые отличают насыщенные оттенки, большая сила и компактность звучания. Они широко используются в лирических эпизодах.

В состав медных духовых инструментов входят трубы, тромбоны, валторны и тубы. Они позволяют внести в звучание оркестра яркие краски и мощь, обогатить его динамические возможности. Кроме того, данная группа выступает в качестве басовой опоры. Труба имеет довольно звонкое звучание. Ее прекрасно слышно даже среди других инструментов. Валторна обладает более мягким тембром. С ее помощью можно передать грустный или торжественный характер. Подчеркнуть драматизм музыкального произведения, помимо труб, помогают тромбоны. Трубы имеют самый низкий тембр в группе медно-духовых инструментов.

Ударные

Ритмическую функцию в оркестре выполняют ударные. С их помощью создается отличный звукошумовой фон, который вносит особый колорит в звучание и придает выразительности. Ударные делятся на два типа: шумовые и имеющие определенную высоту звука. К первой группе относятся большой и малый барабаны, тамтам, маракасы, трещотки, кастаньеты, ко второй — ксилофон, колокольчики, литавры, тарелки, треугольник.

Помимо основных, есть инструменты, которые многие композиторы иногда включают в оркестр. Это фортепиано, орган, саксофон и другие. Особенно часто предпочтение отдается арфе, которую отличает нежный прозрачный тембр. С ее помощью произведение обретает волшебный колорит.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше