Совет 1: Жизнь Хюррем Султан: настоящая биография и предание

Турецкий сериал «Великолепный век», вышедший не так давно на экраны, всколыхнул небывалый интерес к легендарным людям, жившим в далеком XVI веке. Кто такая Хюррем Султан и какова на самом деле была история ее жизни — об этом наверняка хотели бы узнать многие.
Жизнь Хюррем Султан

Мнения о происхождении Роксоланы Хюррем Султан у историков расходятся. Единственное - практически никто не сомневается в ее славянском происхождении. Считается, что родилась Хюррем на западной Украине, в семье православного священника. Через 15 лет молодая славянка была уведена в плен крымскими татарами и продана на невольничьем рынке.

Биография 

Жизнь Хюррем Султан на родине для историков остается по большей мере загадкой. Однако основные вехи ее биографии как наложницы Сулеймана и его жены исследователям, конечно же, все же известны:

1502 г. (по другим данным 1505 г) — дата рождения Хюррем;

1517 г. (или же 1522 г) — захват в плен крымскими татарами;

1520 г. - шехзаде Сулейман становится султаном;

1521 г. - рождение первого сына Хюррем Мехмеда;

1522 г. - рождение Михримах, единственной дочери Роксоланы;

1523 г. - рождение Абдуллы, второго сына Хюррем (умер в возрасте 3 лет);

1524 г. - рождение шехзаде Селима.

1525 г — рождение шехзаде Баязида;

1534 г. - свадьба Сулеймана Великолепного и Хюррем Султан;

1536 г — казнь злейшего врага Роксоланы Ибранима-паши;

18 апреля 1558 г. - смерть Хюррем Султан.

Хюррем Султан биография,

Биография великой хасеки, жены султана Сулеймана, прозванного на родине Законодателем, а в Европе Великолепным, была, конечно же, насыщена и другими важными событиями. Однако узнать о них по вполне понятным причинам не представляется возможным. Практически никаких точных исторических сведений о Роксолане не сохранилось.

Анастасия Лисовская: правда и вымысел

Считается, что на родине Хюррем Султан, история которой вот уже много веков волнует умы жителей как Европы, так и Азии, ее звали Анастасией Лисовской. Возможно, так оно и было. Однако историки все же склоняются к мысли о том, что Анастасия или Александра Лисовская — имя вымышленное. Дело в том, что именно так звали героиню популярного романа об украинке Роксалане из города Рогатина, вышедшего в Европе в позапрошлом столетии. Точных же исторических сведений об имени легендарной хасеки не сохранилось. Видимо, имя Анастасия Лисовская выдумал все же сам автор романа. Выяснить исследователям удалось лишь то, что родилась Хюррем Султан, скорее всего, в 1502 году. Захватили ее крымские татары, согласно преданию, в возарсте 14-17 лет.

Своего имени славянская рабыня не назвала ни татарам, ни купившим ее у них хозяевам. В гареме в последующем также никому практически ничего не удалось узнать о ее прошлом. Поэтому новая рабыня Сулеймана и получила имя Роксолана. Дело в том, что так турки традиционно называли сарматов — предков современных славян.

Хюррем Султан история

Как Роксолана попала в гарем султана

Как именно Хюррем Султан попала во дворец Сулеймана доподлинно также неизвестно. Известно лишь то, что выбрал славянскую рабыню для султана его друг и визирь Ибрагим-паша. Большинство историков считает, что Роксолана была куплена им на невольечьим рынке на собственные деньги в качестве подарка для Повелителя. С этого времени и началась насыщенная жизнь Хюррем Султан во дворце. Если бы она была приобретена непосредственно в гарем Сулеймана и на его личные средства, жениться на ней он смог бы вряд ли. Согласно мусульманским законам, вступать в брак в то время разрешалось лишь с подаренной одалиской.

Жизнь во дворце и дети

Титул хасеки, или любимой жены, был введен Сулейманом именно для Хюррем. Влияние на султана Роксолана оказывала действительно огромнейшее. О любви величайшего правителя того времени к своей хасеки свидетельствует хотя бы тот факт, что после женитьбы на ней он разогнал весь свой гарем. Никаких соперниц у Роксоланы, как в сериале, на самом деле никогда не было. Однако при всем при этом семья Сулеймана Великолепного внезапно возвысившуюся рабыню, скорее всего, как и в телефильме, все же недолюбливала. Мать султана, согласно историческим данным, очень чтила мусульманские традиции. И брак сына с рабыней для нее действительно мог стать настоящим ударом.

Гарем Сулеймана Великолепного

Жизнь Хюррем Султан во дворце, как и в сериале «Великолепный век», была полна опасностей. На нее на самом деле было совершено несколько покушений. Считается, что именно ее интриги привели к казни Ибрагима-паши и Мустафы, сына первой жены Сулеймана - Махидевран Султан. По преданию, изначально Роксолана стремилась сделать наследником своего любимого сына Баязида. Однако армия султана больше поддерживала другого ее сына — Селима, который после смерти Сулеймана и взошел на престол.

Как свидетельствуют современники, хасеки Роксолана была привлекательной, но при этом еще и очень умной женщиной. Жизнь Хюррем Султан заключалась не только в воспитании детей и в дворцовых интригах. Роксолана читала много книг, интересовалась политикой и экономикой. Имелся у нее, безусловно, и управленческий талант. К примеру, в отсутствие Сулеймана ей удалось залатать огромнейшую дыру в султанской казне довольно-таки хитрым способом, традиционным, скорее, для славянских правителей. Хюррем просто распорядилась открыть винные лавки в европейском квартале Стамбула.

Интересные факты о Хюррем Султан

Из-за сильного влияния, оказываемого на султана, современники считали Роксолану ведьмой. Возможно, подозрения в колдовстве были и не напрасными. Существуют даже исторические сведения (правда, не совсем достоверные) о том, что Роксолана, уже будучи любимой наложницей Сулеймана, заказывала на Украине разного рода ведовские артефакты.

Причина смерти Хюррем Султан

Причина смерти Хюррем Султан также до сих пор остается для историков загадкой. Официально считается, что умерла великая хасеки от обычной простуды. Хотя имеются сведения и о том, что ее могли отравить. Также некоторые историки считают, что закончила свою жизнь хасеки из-за болезни, которую врачи того времени называли просто смертельной. Сегодня этот недуг известен как рак. Именно эта версия и была представлена в сериале «Великолепный век».

Видео по теме

Совет 2 : В каком году умерла Хюррем

Хюррем, известная также как Роксолана, - жена великого султана Османской империи, Сулеймана Великолепного. В историю она вошла как выдающийся общественный деятель, а также мать султана Селима II.

Содержание статьи

В каком году умерла Хюррем

Жизнь Хюррем

Относительно биографии Хюррем Султан существует множество различных версий. Такое их многообразие, с одной стороны, связано с тем, что основные события ее жизни происходили достаточно давно - в XVI веке. Однако, пожалуй, не меньшую роль в этом сыграл значительный интерес общественности к яркой и необычной судьбе этой женщины.

Считается, что Хюррем родилась в Западной Украине, в регионе, который сегодня принадлежит Ивано-Франковской области. При рождении она получила фамилию своего отца - Гаврилы Лисовского, а вот сведения о ее настоящем имени в разных источниках выглядят по-разному: одни историки утверждают, что ее назвали Анастасией, другие - Александрой.

Регион, где родилась Хюррем и где прошло ее детство, не было спокойным: однажды он подвергся нашествию крымских татар, захвативших много пленников, среди которых была и Хюррем. После того как ее несколько раз перепродали от одного работорговца к другому, она попала во дворец султана Сулеймана, где стала одной из его многочисленных наложниц. Самому султану тогда было 26 лет.

Красивая девушка быстро привлекла особое внимание султана, а после того, как она родила ему первого ребенка - Мехмеда, ее влияние на него многократно возросло. Впоследствии у Сулеймана и Хюррем появилось еще пятеро детей. После того как умерла мать султана, Хюррем воспользовалась своим влиянием на него и стала его официальной женой.

Значимость Хюррем в истории и культуре Османской империи связана в первую очередь с тем, что она стала одной из первых женщин, публично занявшихся общественной деятельностью. Так, она основала благотворительный фонд, который назвала своим именем, построила большое количество благотворительных и религиозных сооружений, причем не только на территории Турции, но и в других государствах - в Израиле, Саудовской Аравии и прочих. В Европе Хюррем была известна под именем Роксолана: это имя было связано с названием ее родного края, который в те времена часто именовали Роксоланией.

Смерть Хюррем

Относительно смерти Хюррем существует не меньше версий, чем в отношении ее происхождения. При этом, однако, одним из немногочисленных вопросов, по которым историки сходятся во мнении, является год смерти Хюррем: она скончалась в 1558 году, когда ей было 52 года. При этом даже в отношении конкретной даты ее смерти существуют разночтения: так, различные источники указывают. что это случилось 15 или 18 апреля. Ее муж, султан Сулейман, очень горевал о смерти своей жены, и через год после ее смерти, в 1559 году, закончил строительство грандиозной усыпальницы под названием Тюрбе. Сам он скончался через восемь лет после нее, в 1566 году, и был похоронен рядом с супругой.

Некоторые исследователи утверждают, что в последние годы своей жизни Хюррем часто болела, и причиной ее смерти стала именно длительная простуда, которая перешла в пневмонию и окончательно истощила ее организм. Другие же уверены, что Хюррем скончалась в результате отравления ядом, который ей подсыпал один из многочисленных завистников при дворе султана.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500