Необычная загадочная жизнь Востока хранит в себе огромное количество уникальных особенностей и традиций. Не исключение и гарем, то есть часть дворца или дома, где жили жены мусульманских правителей. Одалиска - это одна из жительниц гарема (девушка, женщина), которая являлась прислугой для господ, хотя одновременно с этим зачастую исполняла роль наложницы.

Что делала одалиска

В переводе с турецкого языка "одалиска" означает "комнатная девушка", что напрямую указывет на род её обязанностей - домохозяйство, прислуживание в домашней обстановке. Одалиски выполняли задания и подчинялись исключительно женской части господского состава гарема, то есть тем, кто были наиболее близки султану (мать, сестры, жены). Поразительно, но одежда этих восточных рабынь не отличалась лоском, эффектностью, красотой и была примерно такой же, как у рабочего персонала гарема мужского пола. Одалиски занимали низшую ступень в иерархии гарема, не имели никаких прав и не могли заявить о себе, однако для них всё же были открыты возможности занять более высокое положение. Если одалиска отличалась наличием талантов в какой-либо развлекательной сфере, например, умела завораживающе петь, превосходно танцевать, а то и обладала сразу несколькими уникальными способностями, для неё появлялись перспективы стать женой султана, при таком раскладе и её желании она обучалась для того, чтобы стать наложницей. Особенно это касалось тех прислужниц, которым удавалось завоевать его симпатию и даже любовь султана, такая ситуация не была редкостью в условиях их жизни. Примечательно, что система отношений в гареме не была развратной, по восточным законам в нём всё было строго и чётко, поэтому называть одалисок проститутками некорректно.

Одалиска в искусстве

Для европейского общества конца 18-го - начала 19-го вв. восточный уклад, в частности, гаремный образ жизни был непонятным, таинственным, неизведанным, но это вызывало огромное любопытство, поэтому полёт фантазии и воображение позволили европейцам неверно трактовать понятие одалиски и отождествить её с наложницей в литературных романах, а в живописи, благодаря ошибочному представлению, сформировалось направление "ориентализм", в котором одалисок изображали совсем иначе, чем это было в действительности. Художники-ориенталисты писали одалисок обнаженными или полуобнаженными в типичной обстановке гарема, на картинах изображали кальяны, подушки, ковры. Восточная рабыня на таких полотнах обычно лежала на боку или исполняла танец живота перед султаном в эротической обстановке.