Совет 1: Как анализировать свой урок

Анализ – неотъемлемая часть процесса, особенно если дело касается такого ответственного процесса, как образование. Учитель обязан все время отслеживать внешние реакции и обратную связь, которую он получает от учеников. Теории и практики анализа уроков посвящено много методической литературы, но можно выделить несколько пунктов, которые необходимо соблюдать.
Как анализировать свой урок
Вам понадобится
  • - ручка
  • - бумага
Инструкция
1
В первую очередь, необходимо оценить урок с точки зрения достигнутой цели. Урок должен быть структурирован, логичен, иметь четко выраженное вступление и завершающую часть, материал должен быть посвящен одной теме.
2
Подача материала должна соответствовать уровню слушателейучеников, и задачам, поставленным для этого урока. Учащиеся должны быть вовлечены в процесс урока, не допускается одностороннее изложение материала без обратной связи со стороны учащихся.
3
Темп урока должен быть идеально подходящим излагаемой теме и специфике урока, смешивание нескольких направлений может пагубно отразиться на усвоении материала учащимися.
4
Ученики должны полностью участвовать в уроке и не заниматься какой-либо посторонней деятельностью. Учитель в процессе урока должен поддерживать заинтересованность и участие детей способами, не противоречащими профессиональной этике педагогов.
5
Вышеперечисленные пункты являются основными индикаторами, на основании которых делается вывод об успешности урока, но не стоит забывать и об ощущениях самого учителя. Нужно помнить, что эмоциональный фон педагога до и после урока – самый лучший показатель того, был ли успешен урок и насколько хорошо он прошел.
Видео по теме
Полезный совет
Анализируйте эмоции как факт, при анализе старайтесь думать из третьей позиции - позиции человека со стороны, этим вы избежите погрешностей анализа и ложной логики.

Совет 2 : Как проанализировать урок?

Анализ урока – это объективная оценка каждой его части и всего занятия в целом. Анализ позволит не только самому педагогу оценить свою деятельность, но и услышать от коллег о лучших моментах занятия, а также о его слабых этапах, что будет полезным для дальнейшей работы.
Как проанализировать урок?
Инструкция
1
Схем анализа уроков достаточно много, так как каждый предмет имеет какие-то свои особенности. Сначала проводится анализ организационной части урока. Обратите внимание на то, как учителю в начале урока удалось настроить детей на занятие. Здесь же учитывается, целесообразно ли было использовать определенное количество времени на каждом этапе урока; удалось ли учителю сделать целостное занятие или части урока не взаимодействовали друг с другом. В этом же пункте скажите и об использовании технических средств обучения (ТСО) на занятии и об их воздействии на восприятие материала.
2
Укажите, какова структура данного урока. Также при анализе необходимо учитывать и активность детей, насколько учителю удалось заинтересовать их и вовлечь в работу. Что этому способствовало?
3
Обратите внимание и на то, как организована подача нового материала. Здесь укажите, какого метода придерживался учитель (репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, творческий), а также какие приемы использовал. Как на протяжении урока реализовывалась каждая поставленная цель?
4
Следующий пункт анализа урока – закрепление полученных знаний, навыков. Использовались разнообразные задания или однотипные? Какие были наиболее удачно проведены, а над чем ещё стоит поработать?
5
Проанализируйте и методику организации домашнего задания. Здесь также могут быть различные варианты в зависимости от пути подачи материала в течение урока, от возраста детей, а также от уровня подготовки класса.
6
В заключение выскажите ваше общее впечатление от урока. Достигнуты ли поставленные цели? Выскажите пожелания учителю.
Видео по теме
Обратите внимание
Использование ТСО и наглядных средств обучения должно быть оправдано целями урока.
Полезный совет
Анализ начинайте доброжелательно, в первую очередь говоря о положительных моментах занятия.
Источники:
  • Как проанализировать проведенный урок

Совет 3 : Как анализировать урок русского языка

Анализ урока русского языка - это сравнение индивидуальной методики преподавателя с идеальной теоретической моделью. Следовательно, аналитическая работа предполагает четкую структуру, единообразие терминологии и внятные конструктивные выводы.
Как анализировать урок русского языка
Инструкция
1
Нужно определиться, какой тип анализа урока в данном случае предпочтителен: краткий, комплексный или аспектный. Краткий подразумевает общую оценку работы педагога, подготовки учеников, научно-технического уровня. Комплексный анализ предполагает, что рецензент будет анализировать, как содержание, формы и методы организации урока работают на реализацию поставленных целей и задач. Аспектный анализ урока русского языка подразумевает "разбор полетов" в конкретной области: воспитательной, дидактической или организационной.
2
Каждая аналитическая записка предполагает общие моменты, касающиеся структуры урока. Эти заметки аналитик делает на протяжении занятия. Всегда нужно указывать тип и вид урока. Например, тип - урок-лекция или урок-беседа либо урок смешанного типа. Вид - урок-практикум, урок-семинар. Далее нужно указать тему, обозначить место урока в группе общих уроков данного раздела, сформулировать цели и задачи, отметиться по организации начала урока: каким образом осуществляется вхождение в новую тему, оправдано ли это с психологической и дидактической точек зрения. Нужно отметить, как проводится повторение изученного и готовы ли школьники психологически к усвоению нового. Рецензент отмечает способы изучения и закрепление "свежего" материала, плюс анализирует особенности домашнего задания.
3
Анализ постфактум. Педагог-аналитик должен обратить внимание не речь учителя, психоэмоциональное состояние учеников к концу урока (были ли они перегружены или наоборот, не успели раскрыться). Сам же аналитик отвечает на вопрос, были ли достигнуты цели урока и дает рекомендации по улучшению качества занятий или отмечает, какие педагогические методики могут позаимствовать другие учителя. Особенно важно указать, насколько дружен русист с информационными технологиями и оснащен ли класс компьютерами, диктофонами, интерактивной доской и прочими педагогическими гаджетами.
Видео по теме
Обратите внимание
Терминологическая разноголосица - одна из самых часты ошибок рецензентов. Для уточнения определений нужно пользоваться "каноническими" академическими учебниками педагогики.

Совет 4 : Как проанализировать занятие

Чтобы добиться высоких результатов в воспитательной и образовательной деятельности, педагог должен научиться не только правильно и интересно составлять планирование занятий, но и анализировать их. Это умение потребуется ему также после посещения занятия коллеги.
Как проанализировать занятие
Инструкция
1
В начале анализа обязательно укажите тему и дату проведения занятия.
2
Перечислите цели и задачи, которые поставил педагог перед детьми, а также отметьте, каким способом он их озвучил (в виде постановки проблемного вопроса или представления целей и задач как востребованных и актуальных в современном мире).
3
Укажите, насколько удачно вписалось это занятие в тематическое планирование всего учебно-воспитательного материала, просматривается ли связь с предыдущими занятиями.
4
Последовательно проанализируйте каждый этап занятия: организационный момент, разминку, творческую, индивидуальную или коллективную деятельность детей, игровой момент, объяснение нового материала и т.д.
5
Отметьте, хорошо ли продумана взаимосвязь и хронологическая последовательность составляющих занятия, а также насколько удачно соответствует задание, подготовленное педагогом, возрастным способностям детей.
6
Дайте положительную оценку многообразию форм и методов, использованных воспитателем или учителем на занятии, а также отметьте то, насколько уместны они были по отношению к данной теме и уровню подготовки ребят.
7
Сообщите об эмоциональной обстановке, созданной педагогом. Если ему удалось раскрепостить детей, мотивировать их на активную деятельность, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, то обязательно напишите об этом в анализе.
8
Обязательно перечислите то оборудование, которое педагог использовал в своей работе с детьми: разнообразный наглядный иллюстративный материал, музыкальное сопровождение, графопроектор, интерактивную доску, персональные компьютеры, раздаточный материал в виде карточек, таблиц и т.д.
9
В заключении анализа отметьте, тщательно ли было просчитано время работы ребят на каждом этапе занятия, смог ли педагог совместно с детьми достичь поставленных целей и успеть выполнить все, что было запланировано.
Видео по теме

Совет 5 : Как проводить анализ урока: примерная схема

После проведенного "открытого" урока чаще всего требуется составление его анализа. Эту работу могут выполнять как администрация учебного заведения, так и учителя-коллеги или даже сам педагог. В анализе необходимо последовательно оценить деятельность учителя и учеников на каждом этапе урока.
Как проводить анализ урока: примерная схема
Инструкция
1
Напишите тему проведенного урока и его место в общем тематическом планировании на весь учебный год.
2
Оцените четкость и мобильность организационного момента в уроке.
3
Отметьте то, как учитель подготовил оборудование для успешной деятельности учащихся: эстетичное оформление доски, наличие информационного сопровождения, интересный и разнообразный раздаточный материал для школьников (карточки с дифференцированным заданием, тетради с печатной основой и т.д.), использование кинопроектора, графопроектора или интерактивной доски.
4
Проанализируйте, насколько грамотно и четко педагог озвучил цели и задачи для учащихся, предусмотрел ли он мотивацию детей к изучению нового материала.
5
Опишите, как педагог подошел к объяснению новой темы, сумел ли он связать ее с ранее полученными знаниями.
6
Проанализируйте уровень подготовленности учащихся к изучению данной темы, а также то, насколько они были активны на уроке.
7
Сообщите в анализе, наблюдался ли индивидуальный подход к каждому ребенку в течение урока, предусмотрел ли педагог дифференцированный метод в обучении.
8
Если учитель успешно использовал школьников, обязательно зафиксируйте это в анализе.
9
Напишите, удалось ли учителю провести обобщение на каждом этапе уроке, и было ли подведение итогов и повторение изученного в конце занятия.
10
Опишите атмосферу, которую удалось создать во время урока педагогу. Если он был внимателен и корректен к каждому ребенку, не забывал о поощрении, то дети, безусловно, смогли полностью раскрыться и добиться высоких результатов в изучении нового материала.
11
Оцените разнообразие форм и методов обучения, использованных учителем на данном уроке.
12
Обязательно укажите в анализе, была ли проведена рефлексия по окончании занятия.
13
Отметьте то обстоятельство, насколько подробно и доступно объяснил педагог задание на дом, успел ли он это сделать до звонка с урока.
14
В конце анализа напишите, соответствовало ли проведение урока с составленным планом, и удалось ли учителю и учащимся достичь поставленной цели.
Видео по теме

Совет 6 : Как писать анализ урока

Являясь интегрирующим и фундаментальным компонентом современного образования, педагогический анализ урока позволяет обобщить все достижения учителя на конкретном занятии и указать на существующие проблемы. При написании анализа необходимо придерживаться общих правил и требований.
Как писать анализ урока
Инструкция
1
Проведите системный анализ. В этой части необходимо написать, соответствует ли урок заявленным целям, задачам и методам. Удалось ли в полной мере раскрыть тему занятия, была ли она корректно формулирована и доступна объяснена детям.
2
Рассмотрите структуру урока. Перечислите, из каких элементов строилось занятие, насколько логичным и плавным был переход от одного вида деятельности к другому. В анализе стоит указать, сколько времени заняла каждая структурная часть, и было ли это обосновано.
3
Проанализируйте содержание урока. Это самая объемная часть анализа. Обратите внимание на виды опроса учеников по прошедшему материалу, на формы организации работы в классе: насколько они разнообразны и дифференцированы по степени успеваемости. Приведите в анализе небольшую статистику: сколько учеников было активно задействовано, как много детей не участвовало в учебном процессе.
4
Обратите внимание на взаимодействие учителя и учеников. Было ли объяснение учителя понятно, много ли возникало вопросов по пройденному материалу и каков характер этих вопросов. Если урок проводил новый учитель, отметьте, знает ли он школьников по именам. Оцените корректность обращения учителя к ученикам. Проанализируйте, пользуется ли учитель уважением в классе. Особо обратите внимание на уровень дисциплины.
5
Сделайте вывод об итогах урока. Какие из поставленных целей были достигнуты полностью, а что нуждается в доработке. Укажите в анализе урока, удалось ли самим ученикам сформулировать выводы по занятию или за них это сделал учитель.
6
Отметьте положительные и отрицательные стороны. Если занятие было проведено не лучшим образом, постарайтесь найти, за что похвалить учителя. И наоборот, даже идеальный урок не может быть лишен шероховатостей. Оценив плюсы и минусы проделанной работы, вы проявите объективность и поможете исправить все недостатки.
Полезный совет
Обсудите готовый педагогический анализ с учителем. Узнайте, согласен ли он с вашими выводами и почему.

Совет 7 : Как составить анализ урока

Эффективность урока зависит прежде всего от того, как учитель реализует свои знания, способен ли он анализировать свои и чужие ошибки. Поэтому умение составить анализ урока является одним из важнейших в процессе повышения квалификации педагога. Поэтапный разбор действий учителя на уроке, оценка его результативности составляют основу анализа.
Как составить анализ урока
Вам понадобится
  • - посещение урока.
Инструкция
1
Сделайте краткий анализ общей структуры урока: определите его дидактическую цель, задачи, место в системе уроков по изучаемой теме, эффективность использования времени, наглядных пособий.
2
Ответьте на вопрос, реализована ли основная дидактическая цель урока. Для этого определите, выполнены ли требования программы по учебному предмету к изложению материала урока, использованы ли все необходимые формы работы с учащимися: опрос, дифференцированные задания, организация контроля знаний, самостоятельная работа и т.д., наблюдается ли соответствие выбора типа урока заявленным целям.
3
Проанализируйте организацию развивающего процесса на уроке: использован ли прием вовлечения учащихся в совершение основных мыслительных операций, проводилась ли работа по преодолению трудностей в восприятии учебного материала, по закреплению знаний, умений и навыков.
4
Определите методы обучения, использованные на уроке в соответствии с его типом: объяснение нового материала, закрепление, выработка умений и навыков, обобщение и систематизация знаний, контроль и т.д.
5
Обоснуйте реализацию воспитательной цели урока: использованы ли воспитательные возможности содержания тематического материала, проводилась ли работа, направленная на формирование мировоззрения учащихся, добросовестного отношения к труду и процессу учения.
6
Проанализируйте деятельность учителя на уроке:- проведена ли подготовка к уроку;- имеется ли в наличии план-конспект проводимого урока;- использовано ли многообразие видов деятельности на уроке;- учтены ли при проведении урока особенности класса;- наблюдается ли психологический контакт учителя с классом;- реализуется ли индивидуальный подход к учащимся;- рационально ли распределено время, отведенное учителем на разные этапы урока;- профессионально ли учитель владеет материалом;- насколько грамотна речь учителя;- соответствует ли внешний вид учителя предъявляемым педагогической этикой требованиям.
7
Оцените работу учащихся на уроке:- подготовлены ли ученики к уроку, выполнено ли домашнее задание;- активны ли учащиеся на разных этапах урока;- способны ли «переключаться» с одного вида деятельности на другой;- наблюдаются ли на уроке моменты нарушения дисциплины, с чем это связано: с падением работоспособности, познавательной активности, с уровнем сформированности умений учиться и т.д.
8
Охарактеризуйте санитарно-гигиенические условия процесса обучения: готовность помещения для проведения занятий, его оснащенность, приемы целесообразной «рассадки» учеников, длительность и характер проведения пауз в зависимости от возрастной категории учащихся.
9
Оцените результаты урока, степень решенности поставленных задач. Предложите выводы, сделанные после проведения анализа урока.
Видео по теме
Полезный совет
Необходимо учитывать, что существует несколько видов анализа современного школьного урока, например краткий, аспектный, комплексный, системный, структурный и др. При составлении анализа выбирайте один из них в соответствии с определенной задачей.

Совет 8 : Как написать анализ занятия

Анализ занятия – это впечатление об уроке, проведенном учителем, которое сложилось у другого педагога или представителя органа образования. Анализ составляется в письменной форме, и в нем необходимо отразить некоторые обязательные моменты.
Как написать анализ занятия
Инструкция
1
В первую очередь в самом начале анализа укажите тему урока и сделайте вывод, соответствовало ли ей содержание занятия, была ли тема раскрыта учителем, насколько полно.
2
Далее следует вкратце рассмотреть так называемую структуру занятия, то есть указать, на сколько составных частей разделил тему педагог, удалось ли ему логично и легко двигаться от одной части к другой, было ли это понятно детям или вызвало у них затруднения. Если, по вашему мнению, структура занятия была не слишком удачной, укажите, как ее следовало бы изменить.
3
После этого должна последовать основная часть анализа, посвященная содержанию занятия. Здесь надо постараться отразить как можно больше показателей: количество опрошенных учеников, степень понимания и усвоения пройденного материала, активность детей, формы проверки их знаний со стороны учителя (устный опрос, письменный тест и т.п.). Отметьте наиболее активных учащихся, особенно отвечавших правильно и на хорошем уровне.
4
Обязательно следует уделить внимание обстановке, в которой проходило занятие, то есть корректно ли относились друг к другу педагог и учащиеся, чувствовалось ли уважение к учителю, каков уровень его профессиональности, поддерживался ли необходимый уровень дисциплины. Если в ходе занятия учащиеся задавали вопросы, непременно отметьте, насколько удачно и квалифицированно отвечал на них педагог, были ли его ответы полными, четкими, а главное - понятными.
5
В заключении сделайте вывод: были достигнуты ли цели занятия, насколько полно. Что, по вашему мнению, было сделано хорошо, на высоком уровне, а что – на недостаточном. Сделайте рекомендации, на что учителю следует обратить внимание. Постарайтесь, чтобы ваш отчет был максимально объективным и беспристрастным, содержал как похвалу за реальные достижения, так и корректную, доброжелательную критику, направленную на устранение недостатков.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500