Манка – мука крупного помола из твердых сортов пшеницы. Она варится за минуты, хорошо усваивается, содержит минимальное количество клетчатки (0,2%), богата растительным белком и крахмалом. Это единственная каша, которая переваривается в нижнем отделе кишечника и только там всасывается в его стенки. Именно поэтому ее включают в диеты, назначаемые при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. В общем, не каша, а какой-то праздник здоровья (разве что диабетикам она категорически противопоказана, и детям до года ее сейчас не рекомендуют).

Необычайная легкость приготовления, помноженная на дешевизну и пользу для здоровья, сделала манную кашу неслыханно популярной. И эта же обманчивая простота привела к тому, что варили ее как придется, «на глазок». И получалось… невкусно.

Как сварить классическую манную кашу на молоке без комков

На самом деле правила варки манной каши просты. Варить манку надо в молоке. И очень строго соблюдать пропорции (на литр молока –  полтора стакана крупы).

Молоко доведите до кипения и, постоянно помешивая, струйкой всыпьте манную крупу. При этом струйка не должна быть «чем тоньше, тем лучше», как полагают многие. Дело в том, что на поверхности кипящего молока образуются пенки, и легчайшие крупинки манки не могут справиться с этой преградой. Именно поэтому в каше и появляются комки. Поэтому секрет варки манной каши без комков –  всыпать крупу смелее.

Манную кашу надо варить, постоянно помешивая, одну-две минуты. После этого –  выключить огонь, закрыть кастрюлю крышкой и дать каше настояться 10-15 минут. За это время она «дойдет до кондиции».

Вот теперь блюдо можно сдабривать маслом, добавлять кусочки фруктов или ягоды, варенье, предварительно размоченный изюм …  И пробовать настоящую манную кашу!

Как превратить манную кашу в десерт: самый простой способ

Манна каша особенно хороша  тем, что прекрасно сочетается с множеством продуктов, сходя и за основное блюдо, и за изысканный десерт.

Самый простой способ приготовить десерт из манки – разлить еще теплую манную кашу, сваренную на молоке, по порционным силиконовым формочкам, после чего остудить и выложить «мини-пудинг» на тарелку.

Подавать такую кашу можно со взбитыми сливками, шоколадным или ягодным соусом, сгущенкой, вареньем… Простор для творчества тут практически ничем не ограничен. Можно «улучшить» и саму кашу, добавив в нее перед охлаждением ваниль или корицу, кусочки мармелада или фруктов.

В таком виде «скучную манку» едят даже самые привередливые дети. Особенно хороша она в летнюю жару, когда горячую кашу есть совершенно не хочется. А ведь порция такого лакомства вполне сойдет за полноценный завтрак.

Но, конечно же, существуют и другие рецепты манных лакомств.

Рецепт гурьевской каши

Самая известная разновидность манной каши  – та, которую по легенде придумал граф Гурьев, министр финансов Российской империи, изрядный сладкоежка. Скорее ее можно назвать манным тортом. Гурьевскую кашу очень любил император Александр III, она даже фигурировала в меню торжественного обеда в честь его коронации. Это очень трудоемкое, но в то же время очень вкусное блюдо.

Для того, чтобы приготовить императорскую кашу, вам потребуется:

  • 1,25 л. молока или сливок,
  • 0,5 стакана манки,
  • 0,5 кг грецких или кедровых  орехов,
  • 0,5 стакана сахара,
  • 0,5 стакана варенья без косточек,
  • 2 ст. ложки сливочного масла,
  • кардамон (или молотая лимонная цедра, или корица).

Очищенные орехи залейте кипятком на несколько минут, после чего откиньте на дуршлаг, очистите от тонкой кожицы, подсушите и измельчите.

Вылейте молоко или сливки в плоскую и широкую огнеупорную посуду и поставьте в нагретую духовку. Через некоторое время на поверхности начнут образовываться плотные, крепкие молочные пенки. Когда пенка зарумянится – надо снять ее с молока и положить в отдельную посуду, после чего вновь вернуть молоко в духовку. Всего надо собрать с молока от 8 до 12 пенок.

На оставшемся молоке сварите манную кашу и всыпьте в нее сахар, пряности, измельченные орехи. Добавьте масло и как следует перемешайте.

В огнеупорную посуду с высокими краями налейте тонкий слой манной каши (его толщина должна быть от  пяти миллиметров до сантиметра), аккуратно накройте его пенкой. Можно посыпать пенку орехами, фруктами, цукатами и т.д. Потом надо налить второй слой, переслоить пенкой и так далее. В предпоследний слой добавить немного варенья.

Получившуюся «слойку» надо поставить на 10 мин в нагретую духовку. После этого достаньте кашу, залейте оставшимся вареньем или украсьте фруктами, посыпьте орехами и подавайте на стол в той же посуде.

Двухслойный манник: простой десерт из манной крупы

Конечно, есть и более простые рецепты лакомств на основе манной каши. Для приготовления двухслойного манника вам понадобится:

  • 200 г манной крупы,
  • 1,25 стакана молока,
  • 1,25 стакана ягодного сока (можно использовать клюквенный, смородиновый, черничный),
  • сахар по вкусу.

Сварите две порции  густой и сладкой манной каши: одну на молоке, другую на ягодном соке. 

На блюдо налейте слой молочной каши, сверху – слой ягодной и дайте застыть. Холодный манник разрезать на куски и подать с вареньем или взбитыми сливками.

Вместо ягодного слоя вы можете сделать шоколадный – для этого сварите манку на молоке с добавлением какао-порошка.

Манка без молока: ягодный мусс

Для приготовления этого десерта возьмите:

  • 200 г клюквы или черники,
  • 200 г сахара,
  • 4 ст.л. манной крупы.

Ягоды разомните, добавьте полстакана кипятка и дайте настояться 10-15 минут. Процедите, отожмите  ягоду через марлю. Полученный сок уберите в холодильник.

Оставшийся ягодный «жмых» надо залить водой (0.5 литра), довести до кипения, проварить 5-10 минут и процедить. В получившийся отвар добавьте сахар, доведите до кипения,  всыпьте манную крупу. Проварите 1-2 минуты, дайте настояться.

После этого готовую кашу надо охладить, влить в нее клюквенный сок (он не подвергался тепловой обработке и сохранил все витамины) и взбить миксером до увеличения в объеме в полтора-два раза.

Готовый мусс разложите по креманкам и поставить в холодильник на 3-4 часа.

Рецепт манной каши на воде: «жареная» манка

Классическая манная каша варится на молоке. Но манную крупу можно приготовить и на воде, сварив несладкую кашу, вкус которой будет совсем непохож на «детскую пищу».

Для приготовления манной каши на воде возьмите:

  • 1 стакан манки,
  • 50 грамм сливочного масла,
  • луковица,
  • растительное масло, соль по вкусу.

Луковицу очистите, нарежьте и обжарьте на растительном масле до золотистого цвета.

Манную крупу обжарьте  на сухой сковороде до светло-коричневого цвета.

Всыпьте подготовленную крупу  в кипящую подсоленную воду и варите, интенсивно помешивая, 2-3 минуты. Дайте настояться под крышкой, после чего заправьте жареным луком.