При определении стихотворных размеров необходимо знать определения таких понятий, как стопа, икт и неикт.

Стопой называется повторяющееся сочетание сильного места (икта) и слабого места (неикта).

Иктом называется слог, на котором ожидается ударение.

В зависимости от сочетания иктов и неиктов выделяют стихотворные двухсложные и трехсложные размеры.

Стихотворные размеры

1. Хорей — двухсложный стихотворный размер, в котором икт расположен на нечетной позиции.

2. Ямб — двухсложный стихотворный размер, в котором икт расположен на четной позиции.

3. Дактиль — трехсложный стихотворный размер, в котором икт следует перед двумя неиктами.

4. Амфибрахий — трехсложный стихотворный размер, в котором икт расположен между двумя неиктами.

5. Анапест — трехсложный стихотворный размер, в котором икт следует после двух неиктов.

Методика определения стихотворного размера

Для того чтобы определить сихотворный размер стихотворения, необходимо сделать следующее:

1. Подчеркните в стихотворном тексте все гласные.

2. Расставьте ударения в каждом слове.

3. Составьте схему, в которой необходимо отметить икты и неикты.

4. Сделайте вывод о чередовании сильных и слабых мест в стихотворении, разделите на стопы.

5. Посчитайте количество стоп в стихотворном тексте.

6. Определите стихотворный размер предложенного текста.

Наиболее распространенным в русской поэзии является четырехстопный ямб, позволяющий выразить в тексте любую тематику и проблематику. Пятистопный ямб распространен в русской драматургии, а шестистопный ямб был представлен в поэзии XVIII в., в стихотворениях раннего А.С. Пушкина.

При определении стихотворного размера поэтического текста помните, что размер определяется только в пределах всего текста, а не его отдельного фрагмента.