Использовать пословицы или поговорки в разговоре в том или ином объеме доводилось каждому. Некоторые выражения настолько прочно вошли в разговорную речь, что не каждый даже не осознает, что пользуется озвученной народной мудростью.

Стара пословица, да про новое молвится



Механизм возникновения пословиц и поговорок проследить невозможно. В них собрана неписанная житейская мудрость, которая представляет своеобразный морально-этический кодекс народа. Ярко выраженный размер, более или менее точная рифма, наряду с четко сформулированной мыслью способствуют прочному запоминанию пословицы.


Не существует такой сферы деятельности, которая не нашла бы отражения в жанре пословицы. Отличие пословиц и поговорок от других жанров устного народного творчества – их вневременное существование.

В чем отличие пословиц и поговорок



Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. В пословице заключена законченная мысль, поговорка является ярким образным выражением, которое редко можно использовать вне контекста. Нередко поговорка является незаконченной пословицей. Классическая поговорка – «ума палата», является частью пословицы – «ума палата, а ключ потерян». Не всегда можно провести четкую грань между пословицей и поговоркой.

Согласно словарю Даля, поговорка – условный оборот речи, способ выражаться. Причем Даль отмечает, что поговорка может использоваться кстати, и некстати. Поговорки, используемые некстати, по привычке, придают речи индивидуальный колорит, не всегда эстетически оправданный.

Поговорки как мотивация к действию



Маркетологи рекомендуют использовать поговорки в процессе купли-продажи, в частности в качестве возражений на возможные сомнения покупателей относительно цены – «дорого да мило, дешево да гнило, «на что спрос, на то и цена».

Поговорки могут стимулировать к действию – «не боги горшки обжигают», «под лежачий камень вода не течет».

Поговоркой можно утешить, дать совет – «утро вечера мудренее», подсказать модель поведения – «на чужой каравай рот не разевай», «старый друг лучше новых двух», «на чужой роток не накинешь платок», «на Бога надейся, а сам не плошай».

Психологический механизм воздействия поговорки заключается в понимании слушателем достоверности высказывания, подтвержденного веками и народной мудростью.

Осмысленное и автоматическое оперирование поговорками – признак высокой культуры, и для этого не обязательно иметь высшее образование.