Совет 1: Что такое крылатые выражения

Во время общения с другими людьми нередко можно услышать такие слова, которые нельзя назвать простыми. Это, возможно, слова какого-то литературного героя или героя фильма. Если эти слова известны многим, то они получают статус крылатого выражения.
Что такое крылатые выражения

Крылатое выражение (или крылатая фраза) представляет из себя устойчивый фразеологизм, который появился из каких-то культурных или литературных источников. Если данные слова являются очень выразительными и запоминающимися, то они получают статус крылатого выражения.

Зачастую многие уже не понят источник данного крылатого выражения, но сами слова остаются незабываемыми. К примеру, каждому известна крылатая фраза «После нас хоть потоп», но мало кто вспомнит, что эти слова были сказаны маркизой де Помпадур. Таких примеров можно привести великое множество.

Понятие «крылатое выражение» очень тесно переплетается с другим, родственным ему - «фразеологизм». Фразеологизм тоже является устойчивым словесным выражением, но, в отличие от крылатой фразы, фразеологизм далеко не всегда имеет литературный источник. Помимо этого, фразеологизм является неделимой, отдельной лексической единицей, чего нельзя сказать о крылатом выражении.

Крылатое выражение может обладать разным периодом жизни. Это зависит от того, насколько высок уровень культурного развития того или иного общества, а также и от того, какова скорость внедрения в культурный обиход новых тенденций и элементов. В качестве примера можно вспомнить крылатое выражение «Жить, как говорится, хорошо. А хорошо жить - еще лучше!» из кинофильма «Кавказская пленница». Это выражение часто потребляется людьми старого поколения. Вряд ли эта же фраза сможет вызвать такие же позитивные эмоции у молодежи, которая обладает иными ценностными и культурными ориентирами.

Крылатые выражения являются культурным явлением, которое свидетельствует о высоком духовном развитии и явлении культурной памяти. Культурная память - это явление, связанное с преемственностью новыми поколениями традиций и обычаев предков. При развитой культурной памяти не должно быть сомнений в том, что новое поколение будет неуважительно относиться к событиям былых лет.

Откуда произошли популярные крылатые фразы
Связанная статья

Совет 2 : Что означает выражение "машина добра"

Известный общественный деятель Алексей Навальный 5 марта объявил, что в России необходимо создать так называемую «Добрую пропагандистскую машину», которая будет противовесом государственной машине пропаганды. Позже Навальный опубликовал специальный манифест о своем новом детище, которое он так и назвал «Мега-гипер-агитмашина добра».
Что означает выражение "машина добра"

Если описать содержание манифеста коротко, получается следующее: большая часть российского народа, по мнению Навального, сбита с толку государственными средствами массовой информации, и поэтому не может понять необходимости демократических перемен. Народ надо просвещать, открывать ему глаза. А для этого необходимо создать ту самую добрую машину пропаганды, то есть сеть агитаторов-активистов (в перспективе не менее ста тысяч человек), которые должны любым доступным способом распространять информацию о действительном положении вещей в стране. Таким образом, по мнению Навального, через какое-то время преобладающая масса россиян осознает негативную сущность нынешней власти во главе с В.В. Путиным и потребует политических перемен.

В манифесте четко указано, какую именно информацию надо распространять. Навальный делает упор на двух основных направлениях: коррупции, действительно принявшей огромные масштабы, и преступлениях правоохранительных органов. В качестве характерного примера он упоминает прогремевшую на всю страну печальную историю, случившуюся в Казани, где полицейские-садисты до смерти замучили задержанного. Главную ответственность и за это ужасное происшествие, и за прочие негативные явления в стране Навальный возлагает на В.В. Путина. Чего стоит только красноречивый пассаж из манифеста: «В Казани милиционеры изнасиловали бутылкой от шампанского и убили человека. И никто не понес ни политической, ни уголовной ответственности. А произошло это потому, что Путину от милиции нужно только крышевание вбросов на выборах. Вот чего нам стоит 61% Единой России в городе Казани».

Безусловно, и с коррупцией, и с беззаконием необходимо вести решительную борьбу. Но утверждения Навального о «темноте» преобладающей массы российского народа, нуждающегося в просвещении, трудно назвать иначе, как сомнительными. Россиянам известно о негативных явлениях, и они отнюдь не идеализируют нынешнюю власть всех уровней, включая и Президента России. Об этом красноречиво свидетельствует и тот факт, что рейтинг В.В. Путина заметно снизился. Да и трудно представить себе, чтобы в эпоху интернета государственная машина пропаганды могла настолько обмануть десятки миллионов людей, что они лишились способности к критическому восприятию действительности.

Другое дело, что у большинства россиян не вызывает доверия деятельность лидеров оппозиции, включая тоже же Навального. Хотя бы потому, что оппозиция до сих пор не выступила с ясной и четкой программой действий, ограничиваясь бесконечным повтором лозунгов типа: «Все очень плохо, везде один негатив, во всем виноват Путин».

Совет 3 : Как фразы становятся крылатыми

«Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится» - фразеологизмы, крылатые выражения, пословицы делают речь не только выразительной, но и позволяют одним-двумя словами выразить то, что не всегда можно объяснить целыми предложениями.
Работать без желания
В любом языке существуют устойчивые выражения – фразеологизмы. Фразеологизм – это готовое сочетание слов, которое можно употреблять в значении единого слова или выражения. Возникновение самого термина приписывается французскому лингвисту Шарлю Балли.

Нередко первоначальный смысл фразеологизма скрыт историей, но само по себе словосочетание иллюстрирует факт, лингвистически не имеющий отношения к конкретному выражению. Например, выражение «собаку съел» означает огромный опыт в определенном деле. Причем именно в том, а не ином порядке. «Съел собаку» - это как раз тот случай, когда от перемены мест слагаемых «сумма» меняется.

Крылатые выражения из глубин народного фольклора

Первоначальным источников фразеологизмов стали пословицы и поговорки, часть из которых стала неотделимой частью русского разговорного и литературного языка, а также старинные грамматические формы и архаизмы русского языка.

От древней пословицы «Утопающий хватается и за соломинку» пошел фразеологизм «хвататься за соломинку» в значении – искать спасения, прибегая к любым, пусть и самым ненадежным средствам.

«За тридевять земель» - сказочное выражение совершенно уместно в бытовой обстановке, в литературной речи, да и как образное выражение в публичном выступлении не вызовет непонимания у носителей русского языка.

К архаизмам относится выражение «ничтоже сумняшеся» - не сомневаясь. Старинная грамматическая форма - «шутка ли дело».

Фразеологизмы из литературных произведений

Кладезь фразеологизмов представляет творчество И.А. Крылова, каждая басня которого представила миру емкие образные выражения, смысл которых понятен даже далекому от литературы человека: «А воз и ныне там», «Ай Моська, знать она сильна» и так далее.

«Остаться у разбитого корыта», «И дым отечества нам сладок и приятен» - если «Сказку о рыбаке и рыбке» узнают многие, то смысл второго выражения понятен и без знания Грибоедова.

Фразеологизмы религиозные

С проникновением христианства и церковной литературы в широкие народные массы русский язык обогатился новым пластом фразеологизмов. «Козел отпущения», «камень преткновения», «соль земли» - это не единственные библейские выражения, ставшие фразеологизмами.

Источником фразеологических выражений стали мифы античности «прокрустово ложе», «ящик Пандоры», «Сизифов труд».

Казусы перевода

Нередко фразеологизмами становятся слова, переведенные с иностранного языка с ошибкой. Классический пример «не в своей тарелке» ошибочная калька с французского.

Расхожее выражение «шаромыга» - услышанное на русский манер французское cher ami (милый друг), с которым обращались за помощью побежденные французы в Отечественную войну 1812 года.
Видео по теме

Совет 4 : Откуда пошло выражение "привычка свыше нам дана" и что оно значит

Писателей и поэтов недаром называют «инженерами душ человеческих». Иной раз одна меткая фраза из романа или поэмы способна сказать о человеческой натуре больше, чем самое обстоятельное психологическое исследование.
Александр Сергеевич Пушкин
Немало истинных «жемчужин» психологической наблюдательности можно найти в произведениях А. Пушкина. Одна из таких цитат, которые отделились от первоисточника и стали «жить своей жизнью в языке» можно считать фразу «Привычка свыше нам дана».

Ларина-старшая и привычка

Фраза о «данной свыше» привычке, ставшая крылатой, пришла из пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Полностью эта мысль звучит так:
«Привычка свыше нам дана,
Замена счастию она».

Такими словами поэт подводит итог описанию судьбы матери Татьяны и Ольги Лариных. Примечательно, что эта героиня – в отличие от отца девушек – даже не названа по имени. Имя могло быть любым – настолько типичной представлялась такая судьба для молодых дворянок той эпохи.

В юности мать Татьяны предстает одной из тех, кого литературный критик В. Белинский презрительно именовал «идеальными девами». Круг ее чтения составляют французские и английские романы, в которые она не вникает глубоко, что не мешает внешнему подражанию. Как «полагается» романтической героине, она обручена с одним, но любит другого. Впрочем, возлюбленный весьма далек от романтического идеала – обычный франт и игрок.

Желание окружить себя романтическими образами доходит до того, что юная дворянка дает французские имена своим крепостным («звала Полиною Прасковью»). Но время идет, девушка выходит замуж, окунуться в обыденную жизнь, взяться за управление хозяйством в усадьбе. Постепенно такой жизненный уклад становится привычным, и вот уже героиня вполне довольна своей жизнью. Может быть, ее и нельзя назвать безумно счастливой – но стабильность привычной жизни ее вполне устраивает.

Источник

Подводя итог «биографии» Лариной-старшей, А. Пушкин цитирует в вольном переводе изречение французского писателя Ф. Шатобриана: «Если бы я имел безрассудство еще верить в счастье, я бы искал его в привычке». Сохранились черновики, которые свидетельствуют о том, что первоначально эту фразу предполагалось вложить в уста Онегина – герой должен был сказать это Татьяне, объясняясь после получения письма. Вероятно, автор отказался от этого замысла потому, что могло возникнуть некоторое противоречие, ведь Онегин как раз представляет привычку врагом счастья («Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас»).

Впрочем, в образ Онегина эти слова вписались бы вполне органично. Объяснение Евгения с Татьяной – это не просто столкновение фантазий юной девушки с суровой реальностью, это столкновение романтизма и реализма, которое имело место в творчестве А. Пушкина в определенный период.

В «Евгении Онегине» этот мотив занимает значительное место. Ленский – романтически настроенный юноша – погибает, не выдержав столкновения с жестокой реальностью. Впрочем, автор не щадит ни его стихов, ни самого юного поэта: по мнению автора, Ленскому суждено было забыть и поэзию, и романтические устремления к юности, погрузиться в быт и стать заурядным обывателем. Иными словами, с Ленским должно было произойти то же самое, что произошло с матерью Татьяны: замена счастья привычкой. Это противопоставление выносит беспощадный приговор романтизму, с которым не так давно расстался сам А. Пушкин.
Источники:
  • Вольперт Л. Пушкин и Шатобриан
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500