Совет 1: Поверья о русалках

Русалок нельзя назвать персонажами исключительно славянской мифологии. Легенды о красавицах с рыбьими хвостами появились еще в Древнем Вавилоне. А в более позднее время распространились в Западной Европе. Правда, славянские русалки существенно отличались от прекрасных иностранок: у них не было хвостов, что и позволяло им на короткое время выходить из воды.
Слово «русалка» - исконно русское по происхождению. В его основе лежит слово «русый», которым древние славяне называли все чистое и светлое. Возможно, такое название возникло потому, что русалки всегда жили в воде, а вода тогда была необыкновенно чистой и прозрачной.

Кто такие русалки?

Согласно древнеславянским верованиям, русалки – это фантастические обитательницы всех вод и источников Земли. Считалось, что русалками становятся девушки, умершие, так и не успев вступить в брак, особенно просватанные невесты; либо младенцы, умершие некрещенными.

Отличительные черты русалок – гладкая белоснежная кожа и длинные зеленые волосы. При свете Луны они поют удивительные песни своими волшебно прекрасными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Могут завлечь русалки и случайного прохожего, особенно когда в лунную ночь выплывают из воды, садятся на ветку плакучей ивы и расчесывают выточенным из рыбьей кости гребешком свои чудесные зеленые кудри. Лишь одно нужно русалке от человека: защекотать его до смерти и утопить.

Встречи с русалками

Летом, начиная с Троицына дня, русалки гуляют по земле. В это время ни одна девушка не решится пойти в лес в одиночку, ведь если встретятся ей русалки, то завлекут, заманят ее к себе, и обратного пути ей уже не будет.

В лесу русалки обитают на плакучих березах, поэтому девушки в Русальную неделю ходили в лес – березки завивать. Они связывали разноцветными лентами березовые ветви, делая качели для русалок.

Если все же доведется повстречать в лесу русалку, отвадить ее можно при помощи полыни. Нужно успеть бросить эту траву в глаза русалке, и тогда она навсегда оставит человека в покое.

В более поздние времена представления о русалках существенно изменились. Веселые речные девушки превратились в весьма неприглядных, злобных и мстительных существ.

Поверья о русалках нашли отражение и в повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Правда, в ней превратившаяся в русалку прекрасная панночка приносит главному герою Левко только добро. В благодарность за то, что он помог найти и наказать ее мачеху-ведьму, панночка помогает Левко жениться на любимой девушке Ганне.

Стали русалки и персонажами картин русских художников – Ивана Крамского, Константина Маковского и Константина Васильева.

Какими бы ни были русалки – прекрасными или отталкивающими, добрыми или злыми, поверья о них, как и многие другие поэтические верования славян, существенно обогатили русскую культуру.

Совет 2: Как выглядят овинник и банник

Среди духов, окружавших крестьянина в повседневной жизни, попадались хоть и довольно полезные, но весьма зловредные существа. Прежде всего, это относится к овиннику и баннику.

В старину крестьяне перед молотьбой сушили снопы в специальной постройке, носившей название овин. Считалось, что у каждого овина есть свой хозяин – овинник. Днем и ночью сидит он в самом дальнем углу подлаза. Его глаза сверкают, словно угли, а сам он напоминает огромного кота – черный, лохматый, с головы до ног перепачканный сажей. Суждено ему стеречь свой овин, следить, чтобы огонь не разгорался больше, чем нужно, чтобы не случилось пожара.

Овинник следил за укладкой снопов, временем и сроками, когда нужно затопить овин. Кроме того, он запрещал топить овин на большие праздники. Нарушившего этот строгий запрет овинник мог так пихнуть в бок, что тот едва собирал дыхание. В гневе овинник мог и вовсе пожечь свой овин. Ублажить его было довольно трудно, разве что принести к овину петуха и горячие пироги. Петуху у входа отрубали голову и окропляли его кровью все углы, а пирог оставляли в подлазе.

Соседом и другом овинника является банник – злой дух, хозяин бани. Он живет за каменкой или под полком, на котором парятся. Обычно банник невидим, но его движение в куче веников можно услышать ночью. В тех случаях, когда банник предстает перед людьми, его облик вызывает немалый испуг. Это черный лохматый человек огромного роста, с длинными волосами, железными руками и когтями, которыми он может запарить неосторожного человека до смерти.

Сам банник моется обычно после всех людей, как правило, разделяющихся на 3 очереди, поэтому четвертого пара все боятся. Кроме банника, в это время моются овинники, лешие и русалки.

Чтобы добиться расположения банника, нужно оставить ему кусок ржаного хлеба, посыпанный крупной солью. А чтобы навсегда отбить у него охоту к вредительству, при строительстве новой бани ему приносили в жертву черную курицу. Кроме того, лучше оставить для банника немного воды в кадушке, а рядом с ней веник и кусочек мыла. Банник непременно оценит проявленную заботу.

Видео по теме

Совет 3: Что значит "толочь воду в ступе" и "писать вилами по воде"

Фразеологизмы «толочь воду в ступе» и «писать вилами по воде» можно услышать довольно часто. Как любое устойчивое сочетание, они заключают в себе определенное значение. Особенный интерес представляет история происхождения, которая не всегда однозначно объясняет появление этих фразеологических единиц русского языка.

Образные выражения

Мир русской фразеологии огромен и многообразен, на любой случай жизни в нем отыщутся выражения, которые помогут придать речи выразительность и образность. Фразеологизмы «толочь воду в ступе» и «писать вилами по воде» воспринимаются сегодня в своем переносном значении и используются говорящими в определенных ситуациях.

Основанием для образования фразеологизмов-шуток служит внутреннее лексическое противоречие, положенное в основу художественно-изобразительного средства языка, именуемого оксюмороном.

Действительно, воду с ступе (деревянном или металлическом сосуде, широко применяемом в старину) не истолчешь – все равно она ею останется. Фразеологизм может употребляться в более коротком варианте «толочь воду», он лег в основу пословицы, которая делает умозаключение – « вода и будет». Значение выражения понимается как бесполезное занятие, на которое только напрасно потратишь время. Если вы услышали эту фразу от кого-либо, знайте: пустые разговоры необходимо заменить конкретными делами.

Вилами (орудием крестьянского труда) тоже не попишешь, тем более на водной поверхности. Фразеологизм употребляется в нашей речи, чтобы выразить сомнение по поводу предполагаемых событий: совершится задуманное на самом деле или нет.

Фразеологические словари относят эти устойчивые сочетания к разговорной речи, указывают на их эмоциональную окраску – пренебрежительность.

Источники фразеологизмов

У любого образного выражения имеется собственная история происхождения, зачастую объяснения этимологии случаются неоднозначные.

Появление фразеологизма «толочь воду в ступе» иногда связывают с конкретным фактом в истории: в монастырях в качестве наказания монахов заставляли этим заниматься. При языковом сопоставлении оказывается, что оборот «привязан» к обычаю наказания, а не возник из него.

Славяне считали ступу не только необходимым предметом домашней утвари, но и средством, помогающим избавиться от болезни, «истолочь» в ней недуги людей и животных.

Этот фразеологизм часто соотносится со временем зарождения на Руси христианской религии, когда священнослужителям приходилось вступать в борьбу с волхвами и кудесниками, для которых толочь воду в ступе было обычным делом. К бесполезным занятиям относили христианские священники подобные действия, не желая понимать их настоящего значения.

Но кудесники совершали свою работу не бесцельно: они придавали воде магические свойства. Поверья о «живой» и «мертвой» воде жили в народе с глубокой древности, люди пользовались всевозможными способами наговора на нее. Волхвы толкли воду до полного очищения, закладывая в нее затем любую необходимую информацию. Очищенную кудесниками воду использовали для приготовления пищи, изготавливали из нее лекарственные снадобья.

Вода быстро скрывает любые следы, поэтому писание по ней многие народы уже давно образно определяли как заведомо ненужное и бесполезное дело. Выражение «писать на воде» можно встретить у древнегреческих и римских мыслителей и поэтов, таких как Платон, Софокл, Катулл. Оно широко распространялось в повседневной речи людей, по-своему обогащаясь. (Например, написание на материале, неспособном долго храниться (песке, снеге, ветре), в переносном смысле тоже обозначало бессмысленное, бесполезное дело).

Экспрессивности и образности придает этому сочетанию выбор орудия действия: вилы, палец, веточки и прутики. В народной речи, например, даже существовало выражение «сорока хвостом на воде писала».

Самым широким по употреблению является фразеологизм «писать вилами по воде». Предметом дискуссий лингвистов-историков фразеологии стали «вилы», именно лексическое значение этого слова вызывает разные мнения по поводу этимологии фразеологического оборота.

Самым популярным является объяснение выражения с точки зрения материалистической реальности: если пишешь по водной глади любым предметом, следов не останется. Зыбкий материал для записи, выполненной таким неудобным, служащим иным целям орудием, свидетельствует о недостоверности и сомнительности начертанного.

Гадание по воде издавна пользовалось популярностью у славянских народов. Но, как объясняют ученые, употребление существительного «вилы» в форме творительного падежа указывает не на начертанные водные знаки, а на орудие для письма.

Существует мифологическая основа объяснения выражения. Суть его заключается в том, что когда-то крестьяне, охраняя себя от проделок водяного, в момент заговора чертили косой или ножом на воде крест. Это суеверие породило и писание по ней вилами. А значение, указывающее на сомнительность и неясность, сложилось в результате недоверия народа к таким заклинаниям. Подобное толкование обычно считают неверным прежде всего потому, что вилы символически олицетворяли орудие дьявола, использовать их против нечистой силы не соответствовало языческой вере.

Славянская мифология называет «вилами» рожденных из воды, тумана и утренней росы русалок, обитавших в озерах, родниках, колодцах. Они считались очень шаловливыми мифическими существами, которые были не прочь подшутить над людьми, а также предсказать их судьбу. Пророчества русалки чертили на водной поверхности, и прочесть записи было по силам редкому человеку. Вследствие этого о неосуществимом и несбыточном стали выразительно говорить: «вилами по воде написано».
Источники:
  • Зачем толкут воду?
  • Какими вилами пишут по воде?
  • Происхождение фразы "Вилами по воде"
Чем отличаются русалки от морских дев
Связанная статья
Чем отличаются русалки от морских дев
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500