Совет 1: Каким был Всеволод Большое гнездо

Великий князь Русской земли Всеволод Большое Гнездо (родился в 1154 г) был сыном Юрия Долгорукого, стал править Владимиро-Суздальским княжеством в 1176 году после продолжительной междоусобицы. Время княжения Всеволода считается эпохой процветания Владимирской земли. Прозвище получил неслучайно: князь оставил после себя многочисленное потомство.
Инструкция
1
Всеволода III следует считать настоящим правителем, обладающим гибким практическим умом. В детстве и юности по воле судьбы ему довелось находиться в Византии, южнорусских землях. Впечатления, жизненные обстоятельства немало способствовали формированию и развитию способностей будущего великого князя расширившегося за время его правления Владимиро-Суздальского княжества.
2
Победами над соседями Всеволод Большое Гнездо с самого начала правления полюбился жителям подвластных ему территорий. Великий князь часто проявлял добродушие и мягкость. Не один раз случалось, что бояре и дружинники были недовольны его снисходительным отношением к противнику.
3
Всеволод Большое Гнездо был умным, твердым правителем, действовал осторожно и понимал, что с северорусскими боярами лучше не вступать в открытую борьбу. Он старался соблюдать старые русские обычаи, в решении земских вопросов пользовался советами своих бояр.
4
Всеволод стремился ослабить южнорусских князей, поэтому заставлял их враждовать друг с другом, выбирая не всегда достойные способы действия. Он даже иногда проявлял коварство, стремясь удержать в своих руках власть. Расчетливость и осторожность военачальника проявлялись в битвах.
5
Всеволоду даже удалось ненадолго в некоторой степени подчинить Новгород. До этого ни одному правителю не удавалось лишить город-государство самостоятельности и независимости. Вечевое управление поддерживалось на протяжении всех лет существования Новгорода, вече обладало правом приглашать и изгонять князей. Новгородцы стали просить для себя князей у Всеволода. Мудрый правитель Владимирского княжества, выстраивая отношения с боярством Новгорода, считался с его желаниями. Главное для князя - сохранение спокойствия в земле Русской, а не желание подчинить новгородцев.
6
Всеволоду Большое Гнездо приходилось разумно выстраивать отношения с Византией, Волжской Булгарией, половцами. Ровные, спокойные связи поддерживались в отношениях с Византией. Восточная политика князя, завоевание территорий Волжской Булгарии определялись только задачами торговли. Всеволод ради общих интересов умел объединить русских князей против общих врагов. Подчинив Рязанское, Смоленское княжества, он возложил на себя обязанность защитника завоеванных земель.
7
Половцы считались опасными соседями Руси, в продолжение нескольких веков беспокоившими южные границы. Всеволод иногда обращался к ним, предпринимая военные походы против Волжской Булгарии. Но постоянное разорение кочевниками южных границ стало поводом походов против половцев. Защита родной земли и покой жителей были очень важны для русского правителя.
8
Владимирский князь стремился объединить под своей властью все территории Руси. Но предпочитал делать это не столько военными действиями, сколько мирным путем.
9
Всеволод Большое Гнездо – правитель, усердно занимавшийся хозяйственными делами, нелицемерно вершивший суд. В свободное от военных походов время он объезжал подвластные земли, собирая дань, по справедливости разбирая тяжбы. Князь внимательно следил за укреплением пограничных территорий: при нем возводились новые детинцы, подправлялись старые крепостные стены. Возрождались города, ставшие жертвой пожаров и других разрушений. При нем не только обновлялись старые храмы, но строились новые. Например, во Владимире были воздвигнуты храмы Рождества Богородицы, Успения и знаменитый Дмитриевский храм в честь святого Дмитрия Солунского (Дмитрий – имя великого князя при крещении).
10
Всеволод Большое Гнездо – образцовый северорусский князь-семьянин. Богом был одарен многочисленными потомками: имел восемь сыновей и четыре дочери. Жена Мария, аланская княжна, была набожной, занималась благотворительностью. Всеволод и княгиня отличались гостеприимством, осиротелые и гонимые родственники Марии всегда могли найти у них приют и ласку. После смерти супруги имевший немало внуков князь вступил во второй брак. Согласно обычаю, великий князь наследственные земли разделил между своими сыновьями. В этом он проявил государственную недальновидность.
11
Всеволод Большое Гнездо скончался в 1212 г и был погребен в Успенском соборе города Владимира.

Совет 2: Всеволод Большое Гнездо как политик Древней Руси

Всеволод Большое Гнездо – сын Юрия Долгорукого и внук Владимира Мономаха, Великий князь Владимира. Он обладал выдающимися качествами дипломата и политика. Считается одним из основоположников идеи самодержавия. Свое почетное прозвище получил за многодетность, у Всеволода было 8 сыновей и 4 дочери.
Инструкция
1
Всеволод родился в 1154 году от второй жены Юрия Долгорукого. В 1157 году Юрий Долгорукий умер, место на престоле Ростово-Суздальского княжества занял его сын от первого брака Андрей, прозванный Боголюбским. В 1162 году Андрей изгнал своего сводного брата Всеволода из Владимира, в который он перенес столицу своих владений. Так он избавился от одного из претендентов на титул Владимирского князя. Вместе со своей матерью и двумя младшими братьями Всеволод бежал в Константинополь, где прожил 7 лет при дворе византийского императора Мануила. Там он с любопытством изучал военное искусство византийской армии, на тот момент лучшей в мире. А также перенимал тонкости непревзойденной византийской дипломатии. Все эти навыки очень пригодились ему в будущем.
2
В 1169 году Всеволод помирился со своим братом Андреем и вернулся на Русь. Русь в XII веке была охвачена междоусобицей, княжества постоянно воевали между собой. В 1174 году был убит Андрей Боголюбский, и за его место во главе Владимирского княжества разразилась нешуточная борьба. Победил в этой борьбе Всеволод, захватив в плен своих родных племянников и разбив их войска.
3
На владимирском престоле Всеволод быстро завоевал авторитет искусного политика. Именно в годы его правления Владимир стала фактической столицей Руси, оттеснив с этого места Киев. Всеволод виртуозно сталкивал между собой южные княжества, обещая военную поддержку то одним, то другим. Тем самым он ослаблял влияние князей Южной Руси, наращивая собственное единоличное влияние. Всеволод первым из русских князей стал самостоятельно назначать епископа в свое княжество. До этого только киевский митрополит имел право назначать глав всех епархий. Всеволод добавил к своему княжескому титулу приставку Великий, до него Великими князьями могли именоваться только князья, занимавшие Киевский престол.
4
Как политик Всеволод Большое Гнездо сделал то, что ранее не получалось у других – он подчинил Новгород Владимиру. Новгород всегда был на особом положении, высшим органом власти там было вече, на котором избирался новгородский князь. Но князь Всеволод сумел добиться того, что новгородцы сами обратились к нему с просьбой назначать князей в их город. Причем Всеволод не использовал свою военную силу. Действуя как искусный дипломат, он сумел донести до новгородских бояр мысль о том, что спокойное подчинение Владимирскому княжеству для них очень выгодно в сфере торговли.
5
Во внешней политике усилия Всеволода Большое Гнездо были направлены на половцев и волжских булгар. Против булгар Всеволод предпринял два похода. По его приказу остальные княжества прислали свои полки в поддержку. Это свидетельствует о сильном влиянии Великого Владимирского князя. Итогом походов стало значительное расширение территории Владимирского княжества и открытие новых торговых путей
6
В 1199 году Всеволод отправился в поход против половцев, которые своими набегами много веков тревожили границы Руси. Для защиты территории по призыву Всеволода объединились армии суздальского, рязанского и черниговского княжеств. Это еще раз демонстрирует политическую дальновидность Всеволода, который видел будущее Руси в единстве княжеств.
Видео по теме

Совет 3: Что такое полюдье

Впервые термин «полюдье» начал упоминаться в середине Х века в русских летописях. Это был ежегодный объезд русскими князьями своих земель и сбор подати и дани с местного населения. На сегодняшний день мало кто может дать правильный ответ на вопрос: что такое «полюдье», так как значение этого слова относится к древним временам.
Помимо русских летописей, о полюдье подробно говориться в трактате «Об управлении империей», принадлежавшему византийскому императору Константину Багрянородному. В нем говорится, что князья «росов», то есть русских, выходят со своими подчиненными в ноябре из великого града Киева и отправляются в полюдье, собирать дань. Подать русским платили такие племена славянских земель, как северяне, кривичи, древляне и дреговичи. Возвращался князь с войском только в апреле, когда на Днепре сходил лед. Из этого описания видно, что полюдье означает, собирание дани с определенных людей, в определенное время.Такое явление как полюдье возникло в связи с расширением власти росов на часть земель восточнославянских племен. Племена не сопротивлялись этим поборам, пока к власти не пришел Игорь Рюрикович, великий князь Киевский. Уйдя в очередное полюдье, он, помимо обычных сборов, попытался взять с племен дополнительную дань, из-за чего навлек на себя гнев древлян, которые его и убили. За это им жестоко отомстила, согласно легенде, жена Игоря, великая княгиня Ольга. Некоторые восточные авторы также свидетельствуют о полюдье у витячей и о сбыте подати на международных рынках. Прекращение полюдья началось в 966 году, когда витячи покорились и присягнули на верность Святославу Игоревичу. Последним же упоминанием о сборе подати с племен служит 1190 год, когда к правлению пришел Всеволод Большое Гнездо во Владимиро-Суздальском княжестве.Широкое распространение полюдье получило не только на Руси, но и в социально-политических системах Африки и Евразии. По уровню политической и культурной сложности их сбор дани был очень близок к древнеславянскому, поэтому, о методах и результатах проведения таких сборов судить не приходится. В современном мире полюдье также продолжает существовать, но уже в очень измененной форме. На сегодняшний день существует сбор государственных пошлин, налогов и различных штрафов, взимающихся с населения в обязательном порядке. Большим отличием нынешней структуры полюдья является то, что если ранее собранная дань служила во благо господствующих классов, то сейчас собранные средства тратятся на благо всего государства.
Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • Всеволод Большое Гнездо
  • Князь Всеволод Большое Гнездо
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше