Инструкция
1
Сформулируйте основную проблему (тему). Она должна быть важной для многих людей. Чаще всего открытые письма привлекают внимание к негативным фактам в сфере здравоохранения, образования, коммунальных услуг и т.д.
2
Определите адресата письма, т.е. того чиновника, государственного служащего, руководителя, до сведения которого вы хотите довести информацию по спорному вопросу. Вы можете обратиться к Президенту РФ, губернатору, депутату, генеральному директору, классному руководителю и т.д. Важно, чтобы адресат был наделен полномочиями для решения проблемы или имел к ней непосредственное отношение.
3
Продумайте структуру письма. Если вы пишите коллективное обращение, учитывайте мнение каждого автора. Обсудите, какую цель вы хотите достичь открытым письмом, какие факты нужно привести для подтверждения вашей правоты, какие способы решения проблемы вы видите и можете предложить.
4
Составьте черновик письма. Излагайте ваши претензии аргументировано, а мысли и факты последовательно. Начните с описания ситуации, побудившей вас взяться за отрытое письмо. Перечислите предпринятые вами действия и их результаты или отсутствие таковых. Поскольку подобный формат предполагает обобщение, свяжите конкретные факты между собой, выделяя общие черты. Так, выступая с публичной критикой реформы ЖКХ в регионе, приведите несколько случаев нарушения прав владельцев квартир, сошлитесь на имеющиеся документы и мнение экспертов.
5
Открытое письмо вы также можете написать в виде рассуждения, размышления. Такая форма больше подходит для морально-нравственных, этических проблем. Письмо-рассуждение адресуется, как правило, не отдельному человеку, а общественности, социальной группе, населению региона и т.д. К примеру, вас волнует захламленность городских улиц. Одной из причин этого вы считаете низкий уровень культуры горожан. Поэтому в открытом письме вы размышляете об ответственности гражданина, о воспитании личным примером и обращаетесь к землякам с призывом заботиться о родном городе.
6
Перечитайте черновик письма. Исключите некорректные и грубые высказывания. Исправьте ошибки. Обязательно уточните должности, фамилии, имена и отчества всех людей, упоминаемых в письме.
7
Напечатайте письмо или напишите разборчивым почерком. Используйте белую бумагу формата А4. Пишите только с одной стороны листа, соблюдая поля. Если вы планируете отправить письмо по электронной почте, сохраните его в текстовом формате, доступном для чтения на любом компьютере.
8
На последней страницы письма авторы должны поставить личные подписи. Анонимные послания не вызывают доверия и могут не приниматься к рассмотрению. К электронному варианту открытого письма можно приложить файл со сканированными подписями.
9
Решите, каким способом вы хотите обнародовать открытое письмо. Наиболее популярными являются следующие варианты: публикация в прессе (федеральной, региональной, корпоративной), чтение в эфире теле- или радиопрограммы, размещение на официальном сайте организации. Для размещения открытого письма в СМИ вы должны предварительно связаться с редакцией и обсудить необходимые детали. Публикуя открытое письмо в интернете, делайте это на специальных страницах официальных сайтов. Такую возможность предоставляют большинство интернет-порталов органов государственной и муниципальной власти, а также общественных организаций, контрольных и надзорных органов.