Даже самые маленькие дети, играя, стараются совершать игровые действия вблизи взрослого человека, оглядываясь на него, ориентируясь по его репликам и взглядам, что можно делать, а чего нельзя. Поэтому так трудно отправить ребенка в свою комнату играть в одиночестве. Словесные похвалы: «молодец», «умница», «как у тебя хорошо получилось», - закрепляют положительные навыки игры или бытовых действий.

В процессе обучения школьников, следует отличать «отметку» и «оценку». Отметка – это балльное обозначение умения ребенка. Оценка – эмоциональное выражение или отношение другого человека к действиям ребенка. Споры по поводу отметок актуальны до сих пор: ставить ли дошкольникам и первоклассникам отметки, вывести ли отметки на уровень 10 баллов (по сравнению с пятью), или даже 100 баллов. Предложить ли детям самим себя оценивать, или сохранить оценку учителя, взрослого человека.


Человек учится всю жизнь, поэтому оценка, как эмоциональное выражение отношения к тому, что делает человек, важна для каждого. Если человек сомневается в том, правильно ли он поступил, он будет ориентироваться на значимого для него образца – маму, папу, учителя, друга, кумира. Система ценностей этого значимого человека формирует систему ценностей ребенка, и даже взрослого. Таким образом формируются моральные качества ребенка, его интересы и увлечения, желания выглядеть так или иначе.

Знаменитый грузинский педагог-новатор Ш. Амонашвилли первым отказался от отметок в начальной школе и ввел систему оценок: индивидуальную похвалу шепотом, похвалу при всем классе. Он использовал прием ошибочного действия (совершал ошибку при написании слова или числового ряда – того, что дети уже хорошо знали), и хвалил, если ребенок замечал эту ошибку и не стеснялся громко сказать это в присутствии всех детей и учителя. При этом педагог формировал у детей не только возможность оценивать других, но и собственную значимость.

Отечественный педагог, академик А.С. Белкин при оценке детей предлагает широко использовать «ситуацию успеха» - специально созданные взрослыми условия, в которых ребенок может максимально проявить свои знания, умения и навыки. Испытать успех – значит испытать радость от процесса или результата учения, от преодоления трудности и возможности быть лучшим. Важным становится не только внешняя оценка взрослым действий ребенка, но и чувствование самим учеником, что он успешен. Один из приемов А.С. Белкина описан так: «Ребенок должен чувствовать себя единственным и неповторимым, среди всех других единственных и неповторимых». Это высокий уровень мастерства педагога и родителей.

Без оценки и самооценки ребенок может оказаться в растерянности - на какую культуру, какие ценности следует ориентироваться в процессе своего развития.