Традиционная и балльно-рейтинговая системы оценивания: основные отличия

Традиционная для  российских вузов система оценивания знаний базируется на том, что свои знания студент должен показать на экзамене или зачете. Интенсивность же работы в семестре, посещаемость, качество выполнения лабораторных работ и другая учебная активность при этом может влиять на допуск к экзамену — но не на итоговую отметку. Конечно, зачастую преподаватели ставят особо отличившимся студентам пятерки «автоматом»; а на экзамене мучают «прогульщиков» каверзными дополнительными вопросами и гораздо мягче относятся к тем, кто в течение семестра демонстрировал учебное рвение, а на экзамене вытащил не самый удачный билет. Однако все равно решающим фактором при традиционной системе оценивания остается успешность сдачи экзамена. Как при этом учитывать работу в семестре (и учитывать ли вообще) — зависит лишь от «доброй воли» преподавателя.

Балльно-рейтинговая система, переходить на которую отечественные вузы начали с 2011 года, основывается на совершенно других принципах. Здесь успешность сдачи экзамена или зачета — лишь один из факторов, влияющих на оценку. Не меньшее (а часто — гораздо большее) значение имеет работа в течение семестра — посещение занятий, ответы на вопросы, выполнение контрольных работ и домашних заданий и т.д. Таким образом, студенты, претендующие на хорошие оценки, вынуждены «грызть гранит науки» на протяжении всего учебного года, накапливая баллы для успешной аттестации. При этом объем «домашних работ» при БРС в среднем выше, чем при традиционной системе оценивания — ведь баллы надо на чем-то зарабатывать.

Часто одновременно с введением БРС университеты также запускают системы личных кабинетов, выполняющие также роль «электронных журналов» — и у студентов появляется возможность отслеживать свой рейтинг «в режиме реального времени».

За что начисляются баллы студенту

Что влияет на оценку при балльно-рейтинговой системе обучения

Как правило, при БРС используется стобалльная шкала. При этом определенную долю баллов (как правило, от 20 до 40) студенту может принести ответ на экзамене, остальное же  — баллы, которые «накапливаются» в течение семестра. Они могут начисляться, например:

  • за текущую работу (посещение занятий, ведение конспектов, ответы «с места», выполнение домашних заданий);
  • за подготовку докладов, презентаций, рефератов, эссе;
  • за выполнение тестов или промежуточных контрольных работ по разделам курса.

Часто преподаватели ближе к концу семестра предлагают студентам, набравшим малое количество баллов, дополнительные задания, выполнение которых может повысить их рейтинг.

Накопленные таким образом баллы суммируются с баллами, полученными за экзамен. Полученный итог переводится в оценку, которая проставляется в ведомость и зачетку.

Шкала может варьироваться в зависимости от положения о балльно-рейтинговой системе обучения, принятой вузом. Как правило:

  • на  «отлично» надо набрать от 80-85 до 100 баллов;
  • «четверка» ставится, если сумма баллов находится в пределах от 60-64 до 80-84 баллов;
  • для получения «тройки» необходимо получить не менее 40-45 баллов;
  • студенты, не набравшие минимального количества баллов, получают оценку «неудовлетворительно».

Во многих случаях баллы, накопленные в семестре, можно «обменять» на оценку, не сдавая экзамен. Естественно, «отлично» в таком случае получить практически нереально, но студенты, которые не гонятся за «красной» зачеткой, часто используют эту возможность облегчить себе жизнь в сессию.

На что еще влияет рейтинг студента

Несмотря на то, что в ведомость оценка проставляется по пятибалльной системе, результаты по стобалльной шкале как правило учитываются при формировании рейтинга успеваемости студентов курса. А он, в свою очередь, может влиять на назначение повышенных (в том числе персональных) стипендий, установление индивидуальных скидок на обучение и предоставление иных «бонусов».

В некоторых университетах баллами, учитываемыми при формировании рейтинга, могут оцениваться также другие достижения студентов — научная работа, участие в общественной жизни вуза, волонтерская деятельность и т.д.

Плюсы и минусы балльно-рейтинговой системы

Балльно-рейтинговая система имеет ряд серьезных  преимуществ:

  • системная работа студентов в течение всего учебного года позволяет эффективней освоить учебный материал, при этом повышение нагрузки в семестре компенсируется отсутствием «перенапряжения» в сессию;
  • необходимость сдавать в срок промежуточные работы «подхлестывает» и дисциплинирует (что особенно актуально для младшекурсников, еще не привыкших самостоятельно планировать свою нагрузку);
  • студенты получают возможность зарабатывать баллы на тех видах деятельности, в которых они наиболее сильны — кто-то предпочитает устные выступления, кто-то делает акцент на письменных работах;
  • итоговая оценка становится более предсказуемой и «прозрачной», студент имеет больше возможности повлиять на нее;
  • студенты, которым не чужд «соревновательный дух», получают дополнительную — и достаточно сильную — мотивацию к учебе.

Балльно-рейтинговая система (БРС)

Однако то, насколько адекватной является БРС в каждом конкретном случае, во многом зависит от вуза, и от конкретного преподавателя. Такая система оценивания значительно увеличивает объем его работы: он должен разработать и утвердить на заседании кафедры систему оценивания, придумать задания, а в течение семестра тратить время на их проверку. И, если преподаватель отнесся к этому делу чисто формально, учеба по балльно-рейтинговой системе может вылиться в бесконечные тесты и скучные рефераты.

Про этом довольно часто непроработанная система начисления накопительных баллов ведет к «перекосам» — например, простое присутствие на занятии оказывается «дороже» успешно выполненной работы, а несколько слов «в тему», сказанных на семинаре, приносят столько же баллов, сколько трудоемкая письменная работа. И в таких случаях о повышении мотивации говорить трудно.

Кроме того, БРС иногда ведет к парадоксальному, казалось бы, результату: снижению успеваемости студентов. Многие молодые люди, стремясь сэкономить время и силы, просто отказываются от дополнительных заданий или сдачи экзамена, если знают, что уже набрали «минимальный балл», позволяющий им быть аттестованными по курсу.