Совет 1: Фигуры речи: определения и примеры

Синтаксические фигуры речи (как и тропы) заменяют одно другим, но если тропы заменяют слова или выражения, то фигуры — обороты речи. Тропы речи — это уровень лексики, фигуры речи — это уровень синтаксиса.
Фигуры речи: определения и примеры

Первое описание фигур речи известно еще со времен «Поэтики» Аристотеля. Великий ученый назвал тропы речи обязательной принадлежностью науки красноречия.

Тропы речи включают в себя риторические фигуры, фигуры повтора, фигуры убавления и фигуры перемещения.

Риторические фигуры речи

Риторические фигуры — это особая группа синтаксических фигур, по формальному признаку являющихся диалогичными, но по существу монологичные: собеседник предполагается, но он не участвует в речи.

Риторический вопрос — оборот, оформленный вопросительным знаком и усиливающий эмоциональность восприятия. Ответ на риторический вопрос не предполагается. Пример: «А судьи кто?» (А.С. Грибоедов).

Риторическое восклицание - оборот речи, оформленный восклицательным знаком и усиливающий эмоциональность восприятия. Пример: «Погиб поэт!» (М.Ю. Лермонтов).

Риторическое обращение — обращение, которое используется для привлечения внимания. Пример: «Тучки небесные, вечные странники!» (М.Ю. Лермонтов).

Риторическое умолчание фиксируется многоточием. Оборот характеризуется синтаксической незавершенностью. Значение риторического умолчания заключается в создании эффекта многозначительности за счет недосказанности. Пример: «Речь не о том, но все же, все же, все же...» (А.Т. Твардовский).

Фигуры повтора

Общим для фигур повтора является то, что они строятся на повторе какой-либо части высказывания.

Анафора — синтаксическая фигура, построенная на повторе слова или групп слов в начале нескольких стихов. Пример: «Мне нравится, что вы, больны не мной, Мне нравится, что я, больна не вами» (М.И. Цветаева).

Эпифора — повтор в конце нескольких стихов или строф. Пример: «Свеча горела на столе, Свеча горела» (Б.Л. Пастернак).

Анадиплосис (стык) — повтор слова или группы слов в конце стиха или строфы и начале стиха или строфы. Пример: «Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка...» (М.Ю. Лермонтов).

Просоподосис (кольцо) — повтор в начале стиха и в конце следующего стиха или строфы. Пример: «Мутно небо, ночь мутна» (А.С. Пушкин).

Фигуры убавления

Фигуры убавления — группа фигур, основанных на нарушении грамматических связей между членами предложения.

Эллипсис (эллипс) — пропуск подразумеваемого слова. Пример: «Билет — щелк, Щека — чмок» (В.В. Маяковский).

Силлепсис (силлепс) — объединение в общем синтаксическом подчинении неоднородных членов. Пример: «Шел дождь и два студента».

Бессоюзие (асиндетон) — пропуск союзов между однородными членами или частями сложного предложения. Пример: «Катятся ядра, свищут пули, Нависли хладные штыки» (А.С. Пушкин).

Многосоюзие — избыточное количество союзов. Пример: «...И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь» (А.С. Пушкин).

Фигуры перемещения

Фигуры перемещения — группа фигур, основанных на перестановке, изменении традиционных позиций членов предложения.

Градация — фигура, в которой однородные члены предложения выстраиваются по усилению интенсивности признака или действия. Пример: «Не жалею, не зову, не плачу...» (С.А. Есенин).

Инверсия — нарушение привычного порядка слов. Пример: «Заметался пожар голубой...» (С.А. Есенин).

Синтаксический параллелизм — одинаковое или похожее расположение членов предложения в соседних частях текста. Пример: «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».

Совет 2 : Что такое фигура речи

Стилистическая фигура - это необычное построение предложений, особый оборот речи, способствующий достижению необычайной выразительности. Она служит средством индивидуализации и широко используется авторами художественных произведений.
Что такое фигура речи

Виды стилистических фигур

Стилистическая фигура включает в себя такие приемы, как инверсия, анафора, ассонанс, плеоназм, умолчание, эллипс, риторический вопрос и т.д. Значение таких фигур речи становится понятным только в контексте конкретного художественного произведения. В обыденной речи такие обороты практически не употребляются.

Подробнее о некоторых фигурах речи

Инверсия представляет собой нарушение последовательности речи, которое делает ее более выразительной. Особо часто инверсия встречается в произведениях, написанных в стихотворной форме. К примеру, в стихотворных строках «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль» (К портрету Жуковского) А.С. Пушкин с помощью инверсии сделал акцент на «пленительной сладости» стихов романтика XIX века.

Суть анафоры заключается в повторе одинаковых слов либо созвучий в начале художественного произведения. Очень любил использовать анафору в своем творчестве Ф. Тютчев, С. Есенин, Н. Гоголь и др. Примером могут служить стихотворные строки «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. Есенин).

Ассонанс - это повторение в стихотворном произведении какого-либо гласного звука также с целью усиления выразительности. К ассонансу относят и неточную рифму. В ней созвучны лишь некоторые звуки, в основном гласные звуки под ударением.

Плеоназм, как и ассонанс, относятся к такой стилистической фигуре, как повторение. Однако в данном случае повторяются не звуки, а подобные слова и обороты, таким образом создавая эффект нагнетания. А.П. Чехов в рассказе «Таинственный незнакомец» с помощью плеоназмов выразил растущее чувство вины человека, наступившего на Каштанку: «Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О бедная, бедная… Ну, не сердись, не сердись… Виноват».

Фигура умолчания в литературе заключается в недосказанности, оставлении какой-то темы неосвещенной ввиду возникшего волнения и т.д. Причем молчание в художественном мире приобретает особое значение. Издревле оно связывалось с народной мудростью «слово – серебро, молчанье - золото», однако со временем претерпело существенные изменения и могло означать даже какую-то скрытую угрозу. Эта невысказанная угроза ощущается, к примеру, в финальной ремарке «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».

Все стилистические фигуры, так или иначе, связаны с литературным творчеством. Они оживляют художественную речь, позволяют выделить основные моменты в сюжете.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500