Совет 1: Что такое плеоназм

Филологи и лингвисты выделяют множество явлений в современной речи. Одно из них - плеоназм. Хотя любой человек ежедневно по множеству раз встречается со случаями его употребления, о том, что такое плеоназм знает не каждый.
Что такое плеоназм
Термин «плеоназм» используется в основном филологами, лингвистами, литературоведами. Он произошел от древнегреческого слова πλεονασμός, переводящегося как излишество. По сути, плеоназм представляет собой явное или неявное дублирование смысла в различных элементах письменной или разговорной речи.

Выделяют синтаксический и семантический плеоназмы. Они отличаются контекстом употребления и формой явления.

Синтаксический плеоназм возникает вследствие избыточного употребления служебных частей речи. Как правило, языковые конструкции, содержащие синтаксический плеоназм, вполне корректны. Однако они могли бы быть построены более легко и лаконично. Вследствие этого их восприятие при чтении иногда можно охарактеризовать как «тяжелое». К примеру, смысл фраз «я знаю - это плохо» и «я знаю, что это плохо» одинаков. Но избыточное употребление частицы «что» во второй фразе можно считать плеонатическим.

Семантический плеоназм несколько более многогранен, чем синтаксический. В качестве отдельных его видов выделяют, в частности, периссологию и многословие. Суть явления та же - речевая избыточность. Однако периссология возникает за счет неявного включения смысла одних слов или фраз в состав других («воздушный шар взлетал вверх в небо»), а многословие - за счет включения в состав предложений или фраз слов, не увеличивающих общую смысловую нагрузку («по дороге по направлению к городу ехал автомобиль»).

На первый взгляд плеоназм можно охарактеризовать как стилистический изъян, негативно влияющий на речь в целом. Однако это далеко не так. Плеоназм очень часто сознательно используется как в письменной, так и в устной речи, делая ее более яркой, образной, убедительной, и звучной. Особую эмоциональную окраску плеоназмы придают произведениям русского народного фольклора, привнося в них неповторимую напевность и колорит. Такие обороты, как «путь-дороженька», «грусть-тоска» и «летушко-лето» хорошо известны практически любому.
Видео по теме

Совет 2 : Что такое тавтология и плеоназм

Для того чтобы говорить красиво и грамотно, необходимо не только учить правила русского языка, но и много читать. Тогда ваша речь сама собой станет богаче и разнообразнее, и вы избавитесь от бесконечных повторений. К этим повторениям относятся тавтология и плеоназм – две самых неприятных лексических ошибки, сразу выдающих скудость словаря и недостаточность образования.
Что такое тавтология и плеоназм

Тавтологию и плеоназм необходимо различать. Тавтология (от греч. – «то же самое» и «слово» ) – это тождесловие, то есть обычное повторение, употребление либо одного и того же, либо однокоренных слов в предложении или небольшом фрагменте текста. Характерный пример – «масло масляное». Тавтология бывает явной, когда повторения попросту режут слух, и скрытой – когда в одном предложении объединены «родные» и заимствованные из других языков слова. К примеру: «моя автобиография», «первый дебют», «патриот родины» и т.п. Тавтология является частным случаем, своеобразной разновидностью плеоназма (от греч. – «излишество»). Плеоназм – это так называемая речевая избыточность, тип лексической ошибки, при которой в предложении или тексте используются лишние с точки зрения смысла слова и словосочетания. Это нарушение норм лексической сочетаемости. Впрочем, в русском языке существует ряд исключений из правил, например «варить варенье», «накрыть крышкой» и т.п. Подобных исключений достаточно много, и они уже укрепились в языке, фактически став нормой. Кроме того, плеоназм может быть использован в художественной литературе как средство выразительности. К этому приему прибегали практически все выдающиеся писатели. Без плеоназма также невозможно представить фольклор. Сказки, пословицы и поговорки просто изобилуют всеми видами плеоназма. Причем причина – отнюдь не в неграмотности простого народа, речевая избыточность здесь преднамеренна. Достаточно вспомнить такие выразительные обороты, как «горе горькое», «диво дивное», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и т.п. Плеоназм, использованный намеренно, в качестве стилистической фигуры называют амплификацией. Амплификация допустима и в устной речи, но прибегать к ней следует с большой осторожностью. В риторической речи скрытый плеоназм не только допустим, но даже приветствуется. Одним словом, все зависит от контекста, жанра, ситуации.

Источники:
  • тавтология это
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500