Совет 1: Что такое тавтология и плеоназм

Для того чтобы говорить красиво и грамотно, необходимо не только учить правила русского языка, но и много читать. Тогда ваша речь сама собой станет богаче и разнообразнее, и вы избавитесь от бесконечных повторений. К этим повторениям относятся тавтология и плеоназм – две самых неприятных лексических ошибки, сразу выдающих скудость словаря и недостаточность образования.

Тавтологию и плеоназм необходимо различать. Тавтология (от греч. – «то же самое» и «слово» ) – это тождесловие, то есть обычное повторение, употребление либо одного и того же, либо однокоренных слов в предложении или небольшом фрагменте текста. Характерный пример – «масло масляное». Тавтология бывает явной, когда повторения попросту режут слух, и скрытой – когда в одном предложении объединены «родные» и заимствованные из других языков слова. К примеру: «моя автобиография», «первый дебют», «патриот родины» и т.п. Тавтология является частным случаем, своеобразной разновидностью плеоназма (от греч. – «излишество»). Плеоназм – это так называемая речевая избыточность, тип лексической ошибки, при которой в предложении или тексте используются лишние с точки зрения смысла слова и словосочетания. Это нарушение норм лексической сочетаемости. Впрочем, в русском языке существует ряд исключений из правил, например «варить варенье», «накрыть крышкой» и т.п. Подобных исключений достаточно много, и они уже укрепились в языке, фактически став нормой. Кроме того, плеоназм может быть использован в художественной литературе как средство выразительности. К этому приему прибегали практически все выдающиеся писатели. Без плеоназма также невозможно представить фольклор. Сказки, пословицы и поговорки просто изобилуют всеми видами плеоназма. Причем причина – отнюдь не в неграмотности простого народа, речевая избыточность здесь преднамеренна. Достаточно вспомнить такие выразительные обороты, как «горе горькое», «диво дивное», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и т.п. Плеоназм, использованный намеренно, в качестве стилистической фигуры называют амплификацией. Амплификация допустима и в устной речи, но прибегать к ней следует с большой осторожностью. В риторической речи скрытый плеоназм не только допустим, но даже приветствуется. Одним словом, все зависит от контекста, жанра, ситуации.

Совет 2: Что такое фольклор

Слово «фольклор» (музыкальное и литературное устное народное творчество) переводится на русский язык как «народная мудрость». Термин нам «подарил» староанглийский язык, что является отличием этого слова от многих других, «обязанных» своим происхождением латинскому и древнегреческому. И, пожалуй, никто не станет спорить с тем, что это название полностью соответствует содержанию: в фольклорных произведениях отразились народные традиции, опыт и взгляды наших предков на окружающий мир, то есть на самом деле здесь собрана и передана нам, потомкам, вековая народная мудрость.

Фольклор - это песни и танцы, легенды, былины и инструментальные наигрыши, у которых нет автора: они ведут «устный образ жизни», передаваясь от одного исполнителя к другому и при этом зачастую видоизменяясь. И случается, что вариации одной и той же песни, почерпнутые собирателями фольклора в разных источниках, значительно отличаются друг от друга.

Тем не менее даже человек, не знакомый с фольклористикой, никогда не спутает русскую народную песню, например, с грузинской или казахской, ведь каждая из них родилась у определенного народа с лишь ему присущими бытом, историей и обрядами. Именно поэтому фольклорные произведения неповторимы, например, только в русском народном творчестве есть былины, в украинском - думы и т.д.

А теперь немного истории. В древнем мире словесное творчество рождалось из религиозных и мифических взглядов человека, было связано с его трудовой деятельностью и несло в себе истоки будущих научных знаний. Обряды, с помощью которых наши далекие предки пытались влиять на окружающий мир и на свою судьбу, проводились в сопровождении заклинаний и заговоров, деревьям, воде, ветру и другим «представителям» природы посредством слов передавались просьбы или высказывались в их адрес угрозы. И постепенно словесное творчество выделилось в самостоятельный вид искусства.

В античном и средневековом мире появляется героический эпос, а также легенды и песни, несущие в себе религиозные верования. Чуть позже народ начинает складывать исторические песни, рассказывающие о реальных событиях и прославляющие героев. Социальные изменения в общественной жизни и развитие промышленности влекут за собой рождение новых жанров. Так, в русском фольклоре появляются солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни, рабочий, школьный и студенческий фольклор.

И в заключение стоит отметить, что одни фольклорные жанры «производят на свет» новые произведения, а другие, хотя и продолжают существовать, – нет. Например, и сегодня звучат частушки, анекдоты и поговорки, автор которых – народ. А вот новые народные сказки и былины не появляются, рассказываются лишь старые.
Видео по теме

Совет 3: Что такое плеоназм

Филологи и лингвисты выделяют множество явлений в современной речи. Одно из них - плеоназм. Хотя любой человек ежедневно по множеству раз встречается со случаями его употребления, о том, что такое плеоназм знает не каждый.
Термин «плеоназм» используется в основном филологами, лингвистами, литературоведами. Он произошел от древнегреческого слова πλεονασμός, переводящегося как излишество. По сути, плеоназм представляет собой явное или неявное дублирование смысла в различных элементах письменной или разговорной речи.

Выделяют синтаксический и семантический плеоназмы. Они отличаются контекстом употребления и формой явления.

Синтаксический плеоназм возникает вследствие избыточного употребления служебных частей речи. Как правило, языковые конструкции, содержащие синтаксический плеоназм, вполне корректны. Однако они могли бы быть построены более легко и лаконично. Вследствие этого их восприятие при чтении иногда можно охарактеризовать как «тяжелое». К примеру, смысл фраз «я знаю - это плохо» и «я знаю, что это плохо» одинаков. Но избыточное употребление частицы «что» во второй фразе можно считать плеонатическим.

Семантический плеоназм несколько более многогранен, чем синтаксический. В качестве отдельных его видов выделяют, в частности, периссологию и многословие. Суть явления та же - речевая избыточность. Однако периссология возникает за счет неявного включения смысла одних слов или фраз в состав других («воздушный шар взлетал вверх в небо»), а многословие - за счет включения в состав предложений или фраз слов, не увеличивающих общую смысловую нагрузку («по дороге по направлению к городу ехал автомобиль»).

На первый взгляд плеоназм можно охарактеризовать как стилистический изъян, негативно влияющий на речь в целом. Однако это далеко не так. Плеоназм очень часто сознательно используется как в письменной, так и в устной речи, делая ее более яркой, образной, убедительной, и звучной. Особую эмоциональную окраску плеоназмы придают произведениям русского народного фольклора, привнося в них неповторимую напевность и колорит. Такие обороты, как «путь-дороженька», «грусть-тоска» и «летушко-лето» хорошо известны практически любому.
Видео по теме

Совет 4: Что такое лексическая ошибка

Неправильные слова в не правильном месте – так можно кратко определить, что такое лексическая ошибка. Казалось бы, все, для кого русский язык является родным, знают, как правильно подобрать нужное слово. Но не деле оказывается, что лексические ошибки – не такая уж редкость не только в школьных сочинениях, но даже в речи профессионалов.
Словарный состав языка, многообразие значений слов, их происхождение, возможности употребления и сочетаемости между собой изучает такой раздел языкознания, как лексикология. В лексикологии установлены нормы употребления слов в зависимости от контекста, речевой ситуации, других факторов, которые получили название лексических норм. Нарушение этих норм и будет являться лексической ошибкой.

Принято выделять несколько видов лексических ошибок.

Нарушение сочетаемости слов



Некоторые слова русского языка входят в состав устойчивых сочетаний или идиом. Нарушение их целостности, употребление другого слова вместо привычного будет являться лексической ошибкой: «Чтение научно-популярной литературы обогащает кругозор». В этом предложении идиоматическое выражение «расширять кругозор» заменено другим, что является ошибочным.

Порой говорящий или пишущий употребляет слова, противоположные по своей оценочной окраске, либо несовместимые по значению: «страшно красивый». Такое сочетание выглядит нелепо и будет считаться лексической ошибкой. Но существует и литературный прием, основанный на сочетании несочетаемых слов – оксюморон, к примеру «живые мертвецы», и следует отличать одно от другого.

Пропуск слова



Порой в речи, чаще всего в устной, происходит пропуск слова в предложении, в результате чего смысл фразы искажается: «Ее речи, как и ее матери, была присуща некая напевность и медлительность». В данной фразе пропущено слово «речи» перед существительным «матери», от чего общий смысл фразы становится не слишком понятен.

Многословность



Многословность может проявляться в бессмысленном, навязчивом повторении одного и того же слова в каждой последующей фразе: «Я люблю лето. Летом стоит жаркая погода. Летние дни словно созданы для отдыха. Лучшее место для летнего отдыха – берег реки или озера». Ошибки такого рода чаще встречаются в речи людей, имеющих небогатый словарный запас.

Другой формой многословности является тавтология. Классическим примером такого рода является словосочетание «масло масляное», но встречаются и фразы, распознать тавтологию в которых может только достаточно эрудированный человек. Так словосочетание «прейскурант цен» встречается довольно часто. Тем не менее она ошибочна с лексической точки зрения, т.к. само слово «прейскурант» обозначает «перечень цен», а значит слово «цен» в данной фразе является повтором.


Ошибочное употребление слов из-за непонимания их значения



Такая ошибка встречается довольно часто при употреблении заимствованных слов, если люди не знают точного их значения: «Была выявлена целая плеяда мошенников» - неверное употребление слова «плеяда», обозначающая ряд выдающихся личностей.

Также могут быть неверно употреблены фразеологические обороты, если их значение говорящим не понимается или истолковывается неверно: «Скрипя сердцем, он согласился» - выражение «скрипя сердцем» ошибочно употреблено вместо устойчивого словосочетания «скрепя сердце».

К этому же типу лексических ошибок можно отнести неверное употребление паронимов – слов, имеющих сходное звучание и написание, но различных по значению: «Александрийский столб» - слово «столб» следует заменить существительным «столп».

Стилистически неверное употребление слов



К этому типу ошибок относится употребление в предложении одного стиля отдельных слов, присущих другому, например, просторечных выражений и жаргонизмов в нейтральной литературной речи: «На обложки глянцевых журналов обычно попадают фотографии очень крутых девушек» - жаргонизм «крутых» в данном контексте лучше заменить на нейтральные с точки зрения стилистической окрашенности слова «красивых и знаменитых».

К этой же группе можно отнести и употребление слов-паразитов, которые нарушают общую структуру предложения: «Я, типа, написал сочинение, но оно, как бы, дома осталось».
Что такое паронимы: определение и примеры слов
Связанная статья
Что такое паронимы: определение и примеры слов

Совет 5: Что такое фигура речи

Стилистическая фигура - это необычное построение предложений, особый оборот речи, способствующий достижению необычайной выразительности. Она служит средством индивидуализации и широко используется авторами художественных произведений.

Виды стилистических фигур



Стилистическая фигура включает в себя такие приемы, как инверсия, анафора, ассонанс, плеоназм, умолчание, эллипс, риторический вопрос и т.д. Значение таких фигур речи становится понятным только в контексте конкретного художественного произведения. В обыденной речи такие обороты практически не употребляются.

Подробнее о некоторых фигурах речи



Инверсия представляет собой нарушение последовательности речи, которое делает ее более выразительной. Особо часто инверсия встречается в произведениях, написанных в стихотворной форме. К примеру, в стихотворных строках «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль» (К портрету Жуковского) А.С. Пушкин с помощью инверсии сделал акцент на «пленительной сладости» стихов романтика XIX века.

Суть анафоры заключается в повторе одинаковых слов либо созвучий в начале художественного произведения. Очень любил использовать анафору в своем творчестве Ф. Тютчев, С. Есенин, Н. Гоголь и др. Примером могут служить стихотворные строки «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. Есенин).

Ассонанс - это повторение в стихотворном произведении какого-либо гласного звука также с целью усиления выразительности. К ассонансу относят и неточную рифму. В ней созвучны лишь некоторые звуки, в основном гласные звуки под ударением.

Плеоназм, как и ассонанс, относятся к такой стилистической фигуре, как повторение. Однако в данном случае повторяются не звуки, а подобные слова и обороты, таким образом создавая эффект нагнетания. А.П. Чехов в рассказе «Таинственный незнакомец» с помощью плеоназмов выразил растущее чувство вины человека, наступившего на Каштанку: «Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О бедная, бедная… Ну, не сердись, не сердись… Виноват».

Фигура умолчания в литературе заключается в недосказанности, оставлении какой-то темы неосвещенной ввиду возникшего волнения и т.д. Причем молчание в художественном мире приобретает особое значение. Издревле оно связывалось с народной мудростью «слово – серебро, молчанье - золото», однако со временем претерпело существенные изменения и могло означать даже какую-то скрытую угрозу. Эта невысказанная угроза ощущается, к примеру, в финальной ремарке «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».

Все стилистические фигуры, так или иначе, связаны с литературным творчеством. Они оживляют художественную речь, позволяют выделить основные моменты в сюжете.
Источники:
  • тавтология это
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше