1. Не пытайтесь быть терминатором


Каким бы работоспособным вы ни были, писать по 12 часов, не вставая, -тяжелое испытание. Пройдет несколько месяцев, и вы перестанете справляться с такой нагрузкой. Не исключено, что из-за усталости составить пару предложений будет трудно. Чтобы избежать проблем:



  • не гонитесь за количеством заказов, поднимайте цены;

  • не работайте в часы, отведенные для сна;

  • устраивайте выходные «без компьютера».


Не равняйтесь на «терминаторов от копирайтинга», утверждающих, что пишут по 40–50 тысяч знаков ежедневно. Работайте в режиме, комфортном для вас. Если вы не умеете создавать десятки коротких текстов в день, ищите способ повысить цены. Научитесь писать «экспертные» статьи, за которые заказчики готовы платить, и находить «щедрых» клиентов.


2. Устанавливайте адекватные цены


Работать за 20–30 рублей за тысячу знаков не стоит даже новичку. Грамотный, в том числе, «без изысков», текст стоит дороже. Если вы в профессии не первый год и до сих пор берете дешевые заказы, убедитесь, что у вас нет проблем с самооценкой:



  • попросите на форме веб-райтеров оценить ваши работы;

  • изучите портфолио специалистов, которые берут заказы в несколько раз дороже, чем вы.


Как показывает практика, «жадные» заказчики придираются к текстам чаще, чем «щедрые». Рассчитайте минимальную стоимость услуг, исходя из стоимости часа работы. Решите, какая заработная плата для вас приемлема и разделите число на 160 (количество «офисных» рабочих часов в месяц). Например, при желаемом месячном доходе 25 000 рублей вы должны зарабатывать 156, 25 рублей в час.


Чтобы узнать стоимость 1 тысячи знаков, засеките, сколько тратите на написание текста этого объема. Но учтите: это грубый расчет. Вам нужно делать перерывы, тратить время на вычитку и оформление текста. И старайтесь не сотрудничать с заказчиками, пишущими в объявлениях «тексты простые, за 6 часов вы легко…».


3. Ищите хороших заказчиков


Используйте для поиска клиентов разные площадки: сайты удаленной работы (fl.ru), форумы (searchengines.guru), группы в социальных сетях («Дистанция. Фриланс, удаленная работа» во «Вконтакте»), биржи. Последние плохи тем, что цены там часто ниже, чем на других ресурсах. Будьте хитрым:



  • создайте резюме на сайтах, не посвященных фрилансу полностью, например, hh.ru: там часто ищут сотрудников работодатели, не развращенные низкими ценами бирж;

  • ищите заказчиков напрямую: предлагайте услуги или готовые статьи владельцам сайтов.


Уделите внимание заполнению профилей и составлению портфолио. Преимущество перед другими веб-райтерами даст сайт-визитка, на котором – в формате изображений и ссылок, а не копий статей – будут выложены ваши работы.


4. Не работайте бесплатно.


Объявления о поиске копирайтера часто дают мошенники, не собирающиеся оплачивать контент. Они просят «кандидатов» бесплатно написать тестовое задание (иногда и выполнить объемный заказ), а затем перестают отвечать на письма. Чтобы не тратить время напрасно:



  • если согласны написать тестовую статью бесплатно, договоритесь с заказчиком, что он не будет ее использовать;

  • проверьте, нет ли заказчика в черных списках работодателей (они есть на специальных сайтах и в группах фрилансеров в социальных сетях).


Насторожить вас должно излишне краткое и общее описание вакансии, отсутствие на сайте информации о заказчике, его отказ на просьбу подробнее рассказать о компании. Чаще всего мошенники обещают среднюю заработную плату – 70 рублей за 1000 знаков, предлагают писать на женские темы или о туризме.


5. Совершенствуйтесь


Веб-райтерам, пишущим описания товаров для интернет-магазинов, коммерческие предложения и другие тексты, требующие ясности и информационной насыщенности, будет полезна рассылка Максима Ильяхова. Подписаться на нее можно на странице сервиса «Главред» – glvrd.ru (его удобно использовать при правке статьи). Изучите блог автора Maximilyahov.ru. Обратите внимание на раздел «Советы».


Находите написанные вами статьи с помощью программ для проверки уникальности. Через месяц — два после сдачи вы сможете посмотреть на материал как читатель, заметить недочеты, ранее ускользавшие от вашего внимания. Если специализируетесь на SEO-текстах, узнавайте, как они индексируются, какие позиции в выдаче занимают.


6. Не бойтесь разговаривать с заказчиком


Задавайте вопросы до написания текста, чтобы не пришлось дорабатывать его или начинать все с нуля. Помните, что главное – написать текст, нужный заказчику, решающий его проблемы, а не «строго по ТЗ» или «директору понравился». Если вы уверены, что задача поставлена неправильно – слишком много ключевых слов, неверно выбран стиль, скажите об этом, но аргументировано объясните, что не так, и как это исправить.


Не успеваете сдать текст – сообщите заказчику. Дайте ему возможность отдать задание другому копирайтеру. Не исключено, что работодатель готов подождать, и заказ останется у вас. Исчезнув из эфира, вы рискуете потерять клиента. Даже если статью нужно было сдать 2 дня назад, и вы играли в молчанку, отключили Skype, телефон, не заходили в социальные сети и почтовый ящик, не поздно исправиться. Возможно, вам даже не придется объяснять причины своего поведения (но и признать себя социофобом лучше, чем «притвориться мертвым»).


7. Спокойно воспринимайте критику


Не паникуйте, если заказчик просит доработать текст. Нет причин считать себя бездарем. Спокойно прочтите статью и комментарии, внесите правки. Желательно оговорить количество доработок заранее: если материал не проходит даже с 3-4 раза, продолжать «мучить» его нецелесообразно. Агентства часто предлагают клиентам условия: первые 3 доработки бесплатны, последующие оплачиваются.


8. Не отвлекайтесь


Когда пишете, не отвлекайтесь: это снижает эффективность работы. Если вы будете постоянно проверять почту или смотреть на часы, вам станет трудно концентрироваться. Во время перерыва не сидите за компьютером: чтение развлекательных статей создает иллюзию отдыха, но не помогает восстановить силы.


9. Двигайтесь


Профессор Гарвардского университета Джереми Вольф считает, что физические упражнения – единственный действенный способ улучшить когнитивные способности. Если вам трудно сконцентрироваться, и вы забыли, что значит «мыслить ясно», делайте зарядку. Наладится кровообращение – мозг будет работать эффективнее. Даже обычные, без нагрузок, прогулки полезны.


Мышцы к концу рабочего дня затекают, а спина начинает болеть? Займитесь йогой. Неплохой, хотя и достаточно сложный, комплекс асан для начинающих составил Виктор Бойко. Уделяйте время для занятий каждый день.


10. Не зацикливайтесь на копирайтинге


Даже талантливые авторы порой начинают писать бледные, «вымученные» тексты. Усталость, зацикленность на необходимости выдавать энное количество тысяч знаков ежедневно – причины различны. Лечится болезнь отдыхом. Обычным и от копирайтинга.


Не забывайте, что существуют не только рекламные тексты и информационные статьи вроде «10 советов копирайтеру». Читайте художественную литературу. Это сделает ваши тексты богаче лексически, а у вас не появится ощущения, что вы разучились мыслить.