Совет 1: Правда ли, что у волка одна волчица и на всю жизнь

Лютые звери с ранимой душой или жестокие вожаки хищной стаи, не оставляющие на своем пути ничего живого, заботливые родители и чуткие воспитатели или бездушные убийцы собственных детей – сущность волчьей породы любопытна и волнующа.

Волки

Об этих хищниках рассказывают множество легенд. Порой крайне противоречивых и спорных. Русские сказки рисуют волка как недалекого, туповатого, не слишком сообразительного зверя. С другой стороны, зоологи считают волка одним из самых сообразительных и умных зверей, способного к быстрому обучению и адаптации. Много вопросов вызывают и личностные отношения между животными в пределах одной стаи.

Вызывает удивление верность и преданность волков своей стае. А уж верность волка и волчицы достойна поэмы. Как ни удивительно, но это истинная правда.

Волчица выбирает себе партнера один раз и на всю жизнь. Понятно, что жизнь в дикой природе диктует вполне своеобразные правила. Избранник должен соответствовать определенным параметрам. Он должен быть смелым, сильным, умелым охотником и добытчиком, заботливым и преданным, признанным лидером и вожаком будущей стаи.

Волк и волчица

Что же касается стаи, то, наверное, это не совсем верная характеристика. Поскольку волчья стая в первую очередь - это семья. Она состоит из лидирующей пары, волка и волчицы, и их потомков разных поколений: от волчат менее года, до двух-трехлетних подростков. Причем личностные отношения в семье поддерживаются не только авторитетом вожака, но и удивительными взаимоотношениями между всеми членами семьи.

Разумеется, возникают и конфликты, которые достаточно быстро улаживаются одним лишь строгим взглядом вожака или же его подруги. Главнейшей целью волчьей семьи является забота о малышах. Причем о волчатах всеми силами заботятся все члены стаи.

За порядок среди самцов обычно отвечает волк-вожак, молодые волчицы подчиняются матери-волчице. Подросшие волки либо остаются в стае, в случае если они готовы всю жизнь подчиняться вожаку, либо уходят в поисках свободной волчицы в надежде создать в итоге собственную стаю.

Таким образом, вожаком может стать тот, кто не только страстно хочет свободы и независимости, но и способен отстоять это право. Как ни удивительно, но то же правило касается и волчицы. Только способная на то, чтобы отречься от спокойного и незаметного существования в семье родителей, где вся ее жизнь будет посвящена воспитанию младших братьев и сестер, волчица станет искать своего ссуженного с единственной целью - создать собственную семью-стаю.

Именно таким образом, один раз и навсегда, волк и волчица соединяют свои судьбы и жизни, сделав все последующее собственное существование непрерывной борьбой. В отличие от собак, волки так и остались моногамными.

Совет 2: В чем состоит истинная свобода

Понятие свободы является одним из основополагающих идей в концепции демократии, ставшей «идолом» современного мира. Это слово произносят слишком часто, не всегда задумываясь о его смысле.
В эпоху рабства, а позднее – крепостного права смысл слова «свобода» не вызывал сомнений: отсутствие личной зависимости от рабовладельца или феодала. В Новое время – в эпоху буржуазных революций, когда был выдвинут лозунг «Свобода, равенство, братство» – свобода мыслилась как нечто противоположное сословной структуре общества, которая во многом предопределяла судьбу человека, закрывая многие пути тому, кто был рожден в низшем сословии. В условиях национально-освободительной борьбы свобода может отождествляться с сохранением самобытности своего народа. Некоторые философы – например, И.Кант – трактовали свободу как подчинение человека не другому человеку, а закону, обязательному для всех. Свобода в таком контексте отождествляется с правопорядком.

Все эти подходы к понятию свободы можно рассматривать с исторической точки зрения, и современному человеку достаточно сложно отнести их к себе. В условиях современного мира все чаще возникает вопрос, от чего надлежит быть свободным в идеале.

Абсолютная свобода

Самым простым и самым привлекательным для недалеких людей пониманием свободы является полное и безоговорочное следование своим желаниям и инстинктам при полном отсутствии каких-либо ограничений. Невозможность подобной «свободы» очевидна, это можно рассмотреть на простом примере.

Вот человеку захотелось включить телевизор на полную громкость в три часа ночи – он свободный человек, он имеет право делать то, что ему хочется. Но сосед – тоже свободный человек, у него тоже есть желания и потребности, он хочет спать ночью. Вопрос о приоритете свободы того или иного человека остается открытым. Сущность данной ситуации была блестяще сформулирована еще в 13 веке Парижским судом: «Ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается свобода чужого носа».

Свобода от желаний

Противоположным пониманием истинной свободы можно считать стремление к освобождению от желаний. Такой подход существует в некоторых восточных мировоззренческих системах – например, йога, буддизм.

Идеальное достижение такого состояния тоже оказывается невозможным. За человеческими желаниями стоят потребности. От некоторых потребностей невозможно отказаться полностью, поскольку без их удовлетворения невозможна жизнь (например, потребность в пище). Отказ от высших потребностей (например, в общении) означает отказ от подлинно человеческого начала в человеке и превращение в животное.

Свобода и нравственность

Свободу можно рассматривать объективно и субъективно. Объективная свобода вряд ли возможна: человек всегда будет ограничен законами общества, в котором он живет, требованиями ближайшего окружения. Даже отшельник испытывает на себе действие каких-то ограничений – в частности, моральных принципов, которые он признает.

Субъективная свобода возникает там, где человек не ощущает какого-либо принуждения. Пример такой субъективно свободной личности – законопослушный человек, который никогда не ударит соседа не потому, что боится уголовного наказания, а потому, что сама мысль причинить боль человеку для него неприемлема. В этом смысле истинная свобода соприкасается с нравственностью.

В отличие от морали, которая суть явление внешнее, нравственность – явление внутреннее, принятие моральных принципов личностью. Когда внешние требования морали становятся личностными установками, они перестают восприниматься как ограничение свободы, поскольку начинают совпадать с желаниями человека.

Таким образом, истинно свободной личностью можно считать человека высоконравственного.
Видео по теме
Источники:
  • Сербский Н. Свобода и еще два понятия
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше