Совет 1: Чем отличается выговор от замечания

Работодатель по праву может применить к работнику дисциплинарные взыскания, если тот не исполняет свои прямые трудовые обязанности. Они должны мотивировать работника на исполнение его профессиональных функций. Работник должен помнить, что в будущем он не должен совершать более проступков, иначе ему грозит увольнение.

Что такое выговор

Выговор – это одна из разновидностей дисциплинарного взыскания, которые применяются в сфере трудового права. Получив выговор, наемный работник обязан предоставить отчет об своих противоправных действиях и понести взыскание согласно правовым нормам.

Дисциплинарным проступком является неисполнение работником своих прямых трудовых обязанностей либо ненадлежащее исполнение. Выговор применяется работодателем в конкретных случаях. Самой суровой мерой работодатель может избрать увольнение. Например, за прогул.

Как правило, часто к работникам применяются лишь два вида дисциплинарного взыскания: выговор и увольнение. Решение остается за работодателем. Хотя, согласно ст. 149 КзоТа (Кодекса законов о труде), он должен принимать во внимание следующие факторы:
- степень вины работника;
- размер ущерба;
- сложившиеся обстоятельства, которые привели к совершению проступка;
- личная характеристика работника.

Законодателем предусмотрено увольнение как самая крайняя мера взыскания, применяемая к работнику.

Выговор должен мотивировать работника должным образом выполнять свои трудовые обязанности, и, помня об угрозе увольнения, он в будущем не должен совершать более проступков.

Выговор – это наказание нематериального характера. Для виновного работника вынесение выговора несёт за собой и конкретно материальные последствия:
- по ст. 151 КзоТа работник на протяжении всего срока действия выговора не может рассчитывать на различные меры поощрения;
- выговор считается основанием, чтобы лишить работника премий и поощряющих выплат;
- наличие выговора у работника влияет на определение уровня квалификации;
- по п.3 ст. 40 КзоТа выговор может стать реальным поводом для увольнения работника.

Что такое замечание

Замечание – разновидность дисциплинарного взыскания. Ее работодатель может применить к работнику за невыполнение трудовых функций. Работник может умышленно либо по неосторожности совершить проступок. Обычный пример - опоздание на работу.

Замечание к виновному лицу применяется в соответствующие сроки: в течении полугода с даты проступка, в месячной срок с даты выявления факта нарушения.

Работника нельзя наказать за невыполнение трудовых функций, если он юридически не был оформлен на данную должность.

Если работник неоднократно получал дисциплинарные взыскания на протяжении всего года, то работодатель по праву может его уволить.

Чем отличается выговор от замечания

Никаких характерных отличий между выговором и замечанием нет.

В ст. 192 ТК РФ (Трудового кодекса) взыскания располагаются в следующей последовательности: замечание, выговор, увольнение. Это позволяет полагать, что замечание из дисциплинарных взысканий самое «мягкое», а увольнение – самое строгое, которое законом предусмотрено для трудовых взаимоотношений.

В ТК РФ ничего не сказано об отличии замечания от выговора.

Эти два вида дисциплинарных взыскания имеют одни и те же сроки, процедуры применения и последствия для обоих сторон трудового права.
В п. 5 ч.1 ст. 81 ТК РФ говорится, что работника могут уволить за неоднократное невыполнение своих трудовых функций без уважительных на то причин, и не имеет значения, какой вид взыскания, замечание либо выговор, применялся к нему ранее.

Совет 2: Как опротестовать выговор

Иногда случаются ситуации, когда вы несправедливо получаете выговор. Тем более если дисциплинарное взыскание сделано без определенной мотивации. Как вести себя в подобной ситуации? Есть возможность доказать, что руководитель поступил несправедливо, и опротестовать выговор.
Инструкция
1
Не забывайте, что при подписании договора вам должны быть разъяснены ваши обязанности. Вы также должны быть ознакомлены с правилами трудовой дисциплины, в том числе и с основаниями для вынесения выговора. Если вы допускаете нарушение трудовой дисциплины, работодатель обязан потребовать от вас объяснительную записку. В ней вы должны изложить вашу версию причин нарушения. Если эти формальности не соблюдены, смело оспаривайте наказание. Обоснуйте протест тем, что не знали о том, что нарушаете принятые правила. Сошлитесь на п. 12 статьи 22 Трудового кодекса РФ. Выберите в вашей должностной инструкции пункты, которые не можете исполнять из-за отсутствия необходимых условий. Предложите руководителю отменить выговор.
2
Если нарушение трудовой дисциплины произошло по не зависящим от вас причинам, оспорить выговор можно с помощью документов, доказывающих вашу невиновность. Получить эти документы можно в соответствующих ведомствах. Если причина нарушения находится в ведомстве ГИБДД (авария, пробка, дорожные работы), обращайтесь в управление ГИБДД. Если причина – пожар, обратитесь в пожарную часть и так далее. Предоставить документы вы обязаны в течение 30 рабочих дней. Не отдавайте документы непосредственно руководителю. Зарегистрируйте их официально, как входящую документацию, через канцелярию.
3
Бывает, что руководитель провоцирует сотрудника на поведение, нарушающее дисциплину. Делает он это с целью иметь основания для увольнения сотрудника. Помните о том, что в таком случае выговор вообще не может быть вынесен. Как подчиненный, вы обязаны выполнять приказы руководителя.
4
Факт отмены выговора должен быть официально зафиксирован приказом о его отмене. Вы имеете документы, подтверждающие вашу невиновность, а выговор не отменен? Поговорите с непосредственным руководителем о том, что закон на вашей стороне. Руководителю проще отменить выговор, а не проиграть дело в суде. Можете также обратиться к руководителю профсоюзного комитета. Напишите заявление о создании комиссии по трудовым спорам. Если и это не принесёт результатов, обратитесь в отделение Государственной инспекции по труду.
5
Если же вам придется обратиться в суд, помните, что работник освобождается от уплаты госпошлины. Все документы из суда также оформите официально через канцелярию, как входящую документацию.
Источники:
  • Дисциплинарное взыскание
  • Дисциплинарные взыскания: выговор
  • Замечание как дисциплинарное взыскание
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше