Совет 1: Чем характеризуется кризис в стране

Мировая экономика развивается циклически, поэтому периоды спада и роста характерны абсолютно для всех стран с рыночной системой взаимоотношений. Для таких циклов характерны периодические колебания деловой активности в обществе.

История мировых кризисов

Первый известный современный экономический кризис произошел в 1821 году в Великобритании. В 1936 году кризисы разразились все в той же Великобритании и в США, в 1841 и 1847 годах второй и третий кризис накрыл Соединенные Штаты.

Первым мировым экономическим упадком считается кризис 1857 года. Далее до конца столетия мир поразили еще три кризиса. После чего случился один из самых сокрушительных кризисов 1900—1901 годов, который парализовал экономики США и Российской империи и негативно отразился на всей мировой металлургической промышленности.

Кризис 1929—1933 годов до сих пор считается наиболее катастрофическим для мировой экономики. Его центром стали США, где он вошел в истории под названием «Великая депрессия». Однако впоследствии кризис охватил весь индустриальный мир.

После Второй мировой войны экономистами отмечено ослабление циклических колебаний в экономике. Вместе с тем колебания стали происходить с большей периодичностью, тем самым явно нарушая классическую теорию.

Чем характерен современный кризис для страны?

Для современных кризисов характерен высокий темп инфляции, в результате резкого падения цен. В этот период начинается резкий спад производства, сопровождаемого постоянным уменьшением деловой активности. Кризис характеризуется падением спроса на абсолютное большинство товаров и услуг, за счет чего возникает их всеобщий переизбыток на рынке. Это, в свою очередь, тянет за собой стремительный упадок цен, упадок в банковской сфере, остановку производств и рост безработицы.

Постепенное падение деловой активности в обществе и замедление темпов роста в экономической литературе называется рецессией. В момент, когда замедление проходит критическими темпами, начинается экономический спад. Низшая точка спада экономики называется экономическим кризисом.

Последствия кризиса для экономики страны

Экономический кризис придает импульс будущему развитию экономики, выполняя функцию стимулирования. Кризис побуждает к сокращению издержек производства, модернизации рабочих процессов и увеличению прибыльности. В этот период происходит приспособление рынка к новым конкурентным условиям экономики. Наступление кризиса завершает предыдущий цикл экономики, начиная следующий, и является одним из важнейших механизмов регулирования рыночной системы взаимоотношений.

Совет 2: Как определить фазу экономического цикла

Экономика мира, страны, да и вообще любого участника экономической деятельности характеризуется четырьмя циклами – кризис, депрессия, оживление и подъем. Как самостоятельно определить, какая из них имеет место в настоящее время? Для многих это достаточно актуальный вопрос. Особенно для тех, кто привык не верить слепо заявлениям специалистов, а вырабатывать собственное мнение по этому вопросу.
Инструкция
1
Начните самостоятельные наблюдения на показателями экономики. Их регулярно публикуют средства массовой информации. Особенно много данных можно собрать в специализированных источниках, ориентированных на бизнесменов и освещающих вопросы экономики и финансов. Это могут быть периодические издания и справочная литература, специализированные сайты в интернете, передачи на телевидении и радио. Чем большее количество данных вы включите в фундамент вашего анализа, тем точнее будет конечный результат.
2
Кризис (спад, рецессию) определите, если в настоящий момент экономика переживает резкое сокращение объемов производства, падение темпов экономического роста. Также в этот период увеличиваются запасы продукции, которую производители не могут реализовать, наблюдаются постоянные банкротства большого количества банков, предприятий и торговых фирм. Еще этот цикл характеризуется массовыми сокращениями, ростом безработицы, снижением уровня зарплат. Курсы ценных бумаг на биржах падают, иногда довольно резко.
3
Ищите признаки наступления депрессии сразу же после фазы кризиса. Ими могут быть: снижение темпов спада производства, уменьшение запасов готовой продукции, увеличение массы свободного денежного капитала, минимальные размеры ставок по банковским процентам. Также в этой фазе производство достигает своего минимума, а безработица – своего максимума. Именно в период депрессии создаются условия для возникновения новой фазы экономического цикла – оживления.
4
Продолжайте следить за экономическими показателями. Оживление можно уверенно определить как только запасы продукции более-менее стабилизируются, производство начнет расширяться и расти, количество заключенных контрактов уверенно поползет вверх. При этом уровень цен начнет понемногу повышаться, а безработица – пойти на спад. Процентные ставки банков как по вкладам, так и по кредитам увеличатся.
5
Не пропустите фазу экономического подъема. Она наступит, когда уровень промышленного производства превысит докризисный уровень. Также будут пропорционально расти такие экономические показатели как спрос на товары и услуги, прибыльность производства, банковские процентные ставки. Безработица при этом будет стабильно снижаться.
6
Не забудьте, что никакой подъем не будет продолжаться бесконечно. Рано или поздно экономика достигнет своей наивысшей точки, дальше которой рост и расширение производства станет невозможным. И так как долго удержаться на пределе возможностей производство не сможет, неизбежно начнется новый кризис. Все циклы повторятся.
Видео по теме

Совет 3: Чем характеризовалась перестройка в начале 90-х

В середине 80-х годов минувшего столетия под руководством лидера КПСС Михаила Горбачева в СССР развернулись масштабные преобразования в политике и экономике, получившие название перестройки. Несколько лет реформ не помогли создать «социализм с человеческим лицом». В начале 90-х годов Советский Союз перестал существовать как единое государство.
Инструкция
1
Начать перестройку советское руководство побудили негативные явления в политической и экономической жизни страны. Новому руководству страны казалось, что достаточно придать экономике ускорение, создать условия для перехода к свободному развитию народного хозяйства, обеспечить гласность, чтобы страна вышла на передовые рубежи в мире. Первый этап перестройки, начавшийся в 1985 году и продолжавшийся около двух лет, был встречен в обществе с энтузиазмом.
2
Однако к концу 80-х годов стало ясно, что «косметический ремонт» старой административно системы управления государством не приведет к желаемым результатам. Поэтому был взят курс на внедрение в экономику принципов рыночного ведения хозяйства, что было первым шагом страны к капитализму. К концу десятилетия страна находилась в остром политическом и экономическом кризисе, который требовал кардинальных решений.
3
С лета 1988 года начался второй этап перестроечных преобразований. В стране стали создаваться кооперативы, всячески поощрялась частная хозяйственная инициатива. Предполагалось, что через три-четыре года СССР сможет полностью интегрироваться в мировую систему капиталистического хозяйства, называвшегося «свободным рынком». Подобные решения коренным образом нарушали все прежние принципы ведения советского хозяйства и ломали идеологические устои. Коммунизм в СССР к началу последнего десятилетия XX века перестал быть господствующей идеологией.
4
Дорога к рынку оказалась чрезвычайно сложной. В 1990 году на прилавках отечественных магазинов практически не осталось товаров. Денежные средства, находившиеся на руках у населения, постепенно переставали быть мерилом достатка, ведь на них можно было мало что купить. В стране нарастало недовольство курсом правительства, которое явно направляло общество в тупик.
5
Партийное руководство приступило к третьему этапу перестройки. От чиновников партийные лидеры потребовали выработать программу перехода к настоящему рынку, в котором присутствовали бы частная собственность на средства производства, свободная конкуренция и самостоятельность предприятий. На этом фоне к середине 1990 года Б.Н. Ельцин фактически сформировал в России свой собственный центр политической власти, независимый от центрального руководства.
6
Перестройка отразилась и на внутриполитических процессах, происходивших в стране. В июне 1990 года российский парламент принял Декларацию о суверенитете, которая отменяла приоритет союзных законов. Пример России стал заразительным для других республик СССР, политические элиты которых также мечтали о независимости. Начался так называемый «парад суверенитетов», который быстро привел к фактической дезинтеграции Советского Союза.
7
Переломным пунктом российской истории, поставившим крест на перестройке, стали события августа 1991 года, названные позднее «августовским путчем». Группа высокопоставленных руководителей СССР объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Но эта попытка вернуть страну в прежнее политическое и экономическое русло была сорвана усилиями Б.Н. Ельцина, быстро перехватившего инициативу.
8
После провала путча в системе власти СССР произошли коренные изменения. Через несколько месяцев Советский Союз распался на несколько независимых государств. Так завершилась не только перестройка, но и целая эпоха существования великой социалистической державы.

Совет 4: Что такое стагфляция

В современной макроэкономике ситуация, в которой сочетается депрессивное состояние экономики, экономический спад и рост цен, обозначается как стагфляция. Данный термин образовался от сочетания двух экономических понятий «инфляция» и «стагнация». Стагфляция является относительно новым явлением, появившимся в результате образования новых условий формирования капитала.
Термин «стагфляция» берет начало в 1965 году в Великобритании, тогда в периоде 1960-70ых были зафиксированы первые стагфляционные процессы. До этого циклически развивающаяся экономика характеризировалась тем, что в случае спада производства и экономической депрессии происходило понижение цен, т.е. дефляция, или же тормозился их рост. Примерно с конца 60-ых годов прошлого столетия четко начала вырисовываться противоположная картина, которую в экономике начали называть стагфляция. Особенно ярко она определилась в США, когда при спаде производства темп инфляционного роста цен составил 10%. Движение экономики в рамках цикличности происходит между стагнацией, которой характерно падение цен, высокая безработица, низкий уровень экономического роста и активности, и инфляцией, сопровождающейся противоположными процессами. Таким образом, для обозначения процессов, характеризующихся высокой безработицей и растущими ценами при отсутствии экономического роста, было принято объединить два понятия «стагнация» и «инфляция» в одно – стагфляция.Возникновение стагфляции, по мнению ряда специалистов, происходит в результате политики монополий, которые поддерживают высокий уровень цен во время кризиса. Также на этот процесс влияют антикризисные мероприятия, осуществляемые государством для управления спросом и регулирования роста цен. Однако даже эти причины не могут объяснить появление феномена стагфляции в период с конца 1960 годов по начало 1980 годов, который носил глобальный характер и проявился в большинстве развитых стран Запада. Предположительно, этот процесс запустился из-за глобализации в экономической сфере, характеризующейся отменой протекционизма и либерализацией внешней торговли. Это привело к концу существования обособленных национальных экономик в западных странах и сформировало глобальную мировую экономику. Возможно, глобализация стала причиной одновременного повсеместного роста инфляции и безработицы. Также к причинам появления стагфляции относят энергетические кризисы.

Совет 5: Что такое ползучая инфляция

Инфляция – обесценивание денег – стало частью повседневной жизни, и ее последствия ощущает на себе каждый гражданин страны, не потерявший навыки анализа. Но это экономическое явление хоть и уменьшает реальный вес денежных кошельков, не всегда имеет отрицательный характер, как это бывает в случае с ползучей инфляцией.

Разновидности инфляции

Характеризуется такой экономический фактор, как инфляция, среднегодовым темпом роста цен. Так, в случае, когда он составляет менее 10%, инфляция считается умеренной, или ползучей. При таком темпе роста незначительное повышение цен является стимулом для покупателей вкладывать деньги в товар, который завтра станет немного дороже. Покупательский спрос стимулирует развитие производства и расширяет инвестиции в него. Гиперинфляция - та, которая начинается от 10 до 50% в год. Это тревожный сигнал, свидетельствующий, что экономика страны находится на грани краха. При инфляции, которую называют галопирующей, темп роста цен превышает 50%, а его максимальные значения могут достигать астрономических величин. Такое положение характеризует полный развал экономики, что обычно и случается, когда в стране наступает кризис или ведутся войны.

Экономические процессы при ползучей инфляции

Умеренная инфляция – постоянное обесценивание денег и снижение покупательской способности, характерное явление для большинства развитых стран. Поскольку она является стимулом для вкладывания денег населением, целью экономической политики таких государств является не снижение ее до нулевого уровня, а поддержание в пределах 3-5%.

При этом инфляционные процессы могут быть как открытыми, так и искусственно подавленными. В первом случае контроля над ценами со стороны государства нет, инфляция обусловлена естественным превышением спроса над предложением. Во втором, когда государство берется контролировать цены, реальные темпы роста инфляции могут быть значительно выше официально декларируемых, и ее уже не всегда можно считать умеренной.

При этом открытая инфляция не противоречит законам рынка и не разрушает его механизмов, привлекая инвестиционные вложения на расширение производства и удовлетворение покупательского спроса. Население, руководствуясь инфляционными ожиданиями, самостоятельно определяет, какая часть денег должна тратиться на приобретение товаров, а какая – оставаться в виде вкладов и сбережений. Увеличивая траты, потребители могут создавать ажиотажный спрос, не подкрепленной реальной необходимостью в том или ином товаре, что в некоторых случаях может стать постоянным стимулом для роста цен и раскачивания маятника инфляции. Чтобы этого не происходило, необходимо, чтобы государство располагало достаточными производственными мощностями и резервами рабочей силы, способными удовлетворить увеличивающийся спрос и остановить рост инфляции.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше