Совет 1: Какие функции выполняет цитоплазма

Внутри клетки содержится цитоплазма – вещество, которое занимает почти весь объем клетки и состоит из гиалоплазмы, органоидов и включений. Основными функциями цитоплазмы являются объединение всех компонентов клетки в единую систему, создание среды для биохимических и физиологических процессов, а также для существования органоидов.

Состав цитоплазмы

В основу химического состава цитоплазмы входит вода – 60-90%, органические и неорганические соединения. Цитоплазма находится в щелочной реакции. Особенностью этого вещества является постоянное перемещение или циклоз, что становится необходимым условием жизни клетки. В гиалоплазме, бесцветном, густом коллоидном растворе происходят процессы обмена веществ. Благодаря гиалоплазме осуществляется взаимосвязь ядра и органоидов.

В состав гиалоплазмы входит эндоплазматическая сеть или ретикулум, это разветвленная система трубочек, каналов и полостей, которые разграничены одиночной мембраной. Форму бобовых имеют митохондрии, особые энергетические станции клетки. Рибосомы – органоиды, в которых содержится РНК. Еще одним органоидом цитоплазмы является комплекс Гольджи, названный так по имени итальянского биолога Гольджи. Мелкие органоиды в форме сфер – это лизосомы. В растительных клетках содержатся пластиды. Полости с клеточным соком называют вакуоли. Их много в клетках плодов растений. Выростами цитоплазмы являются многие органоиды движения – жгуты, реснички, ложноножки.

Функции составляющих цитоплазмы

Ретикулум обеспечивает создание «каркаса» для механической прочности и придания клетке формы, то есть несет формообразующую функцию. На его стенках находятся ферменты и фермент-субстратные комплексы, от которых зависит осуществление биохимической реакции. По каналам ретикулума осуществляется перенос химических соединений, таким образом, он выполняет транспортную функцию.

Митохондрии помогают расщепить сложные органические вещества. При этом происходит высвобождение энергии, которая нужна клетке для поддержания физиологических процессов.

Рибосомы отвечают за синтез белковых молекул.

Комплекс или аппарат Гольджи выполняет секреторную функцию в клетках животных, регулирует обмен веществ. У растений комплекс играет роль центра синтеза полисахаридов, которые находятся в стенках клеток.

Лизосомы содержат ферменты, обеспечивающие гидролиз белков, нуклеиновых кислот, углеводов, жиров. Основную функцию они выполняют в растительных клетках, создавая трахеи проводящих тканей.

Пластиды могут быть трех видов. Хлоропласты или зеленые пластиды участвуют в фотосинтезе. Клетка растений может вмещать до 50 хлоропластов. Хромопласты содержат пигменты – антоциан, каротиноид. Эти пластиды отвечают за окрас растений в целях привлечения животных, защиты. Лейкопласты обеспечивают накопление питательных веществ, они же могут образовывать хромопласты и хлоропласты.

Вакуоли – это место накопления питательных веществ. Также они обеспечивают формообразующую функцию клетки, создавая внутреннее давление.

Различные включения твердого и жидкого состояния представляют собой запасные вещества и вещества для выделения.

Органоиды движения обеспечивают передвижение клеток в пространстве. Они представляют собой выросты цитоплазмы, имеются у одноклеточных организмов, половых клеток, у фагоцитов.

Совет 2: Что такое цитоплазма

Цитоплазма - очень важная клеточная составляющая. В ее полужидкой внутренней среде расположены органеллы, отвечающие за жизненно важные функции клетки. Подвижность цитоплазмы способствует взаимодействию органелл между собой. Это дает возможность возникновения процессов внутриклеточного метаболизма.
Любая живая клетка имеет в своем составе цитоплазму. Она пребывает в полужидком состоянии. В цитоплазме располагаются ядро и все органеллы клетки.Свое название цитоплазма берет от двух греческих слов - цито (клетка) и плазма (вылепленный).Вязкий водный раствор органических веществ и солей, составляющий основной объем цитоплазмы - называется гиалоплазма. В ней располагаются органеллы, выполняющие различные функции. Гиалоплазма пронизана системой белковых нитей, называемой цитоскелетом.Физико-химический состав цитоплазмы отличается лабильностью, это постоянно изменяющаяся физико-химическая система, характеризующаяся щелочной реакцией. Именно в цитоплазме проходит большинство физиологических клеточных процессов. В этом пространстве перемещаются вновь синтезированные белки, по нему же из клетки выводятся другие вещества.В цитоплазме живут и функционируют такие органеллы, как комплекс Гольджи, митохондрии, пластиды, рибосомы, эндоплазматическая сеть, лизосомы, органоиды движения и др.Одна из современных теорий утверждает, что цитоплазма - это своеобразный клеточный квантовый компьютер. Он регулирует все физиологические процессы, происходящие в ней.Все процессы внутриклеточного метаболизма осуществляются именно в цитоплазме. Исключение составляет лишь синтез нуклеиновых кислот, он происходит в ядре. Под контролем ядра цитоплазма способна к росту и воспроизведению. Даже если часть ее удалена, она может восстановиться. В цитоплазме выделяют два слоя. Внешний - эктоплазма. Он наиболее вязкий. Внутренний - эндоплазма. Именно в нем располагаются основные органеллы. Одно из важнейших свойств цитоплазмы - способность к движению. Благодаря ему органеллы связываются друг с другом и происходит их внутриклеточное взаимодействие.
Видео по теме
Источники:
  • ЦИТОПЛАЗМА

Совет 3: Какие функции белка

Белки – самые важные органические соединения среди всех компонентов живой клетки. Они имеют различное строение и выполняют разнообразные функции. В разных клетках их может быть от 50% до 80% массы.

Белки: что они собой представляют

Белки – это высокомолекулярные органические соединения. Они построены из атомов углерода, кислорода, водорода и азота, но в них могут входить также сера, железо и фосфор.

Мономерами белков являются аминокислоты, соединенные между собой пептидными связями. Полипептиды могут иметь большое число аминокислот в своем составе и иметь большую молекулярную массу.

Молекула аминокислоты состоит из радикала, аминогруппы –NH2 и карбоксильной группы –COOH. Первая группа проявляет основные свойства, вторая – кислотные. Это обусловливает двойственный характер химического поведения аминокислоты – ее амфотерность и, кроме того, высокую реактивность. Разными концами аминокислоты объединяются в цепи белковых молекул.
Радикал (R) – это та часть молекулы, которая различается у разных аминокислот. Она может иметь ту же молекулярную формулу, но другое строение.

Функции белков в организме

Белки выполняют ряд важнейших функций как в отдельных клетках, так и во всем организме в целом.

Прежде всего, белки выполняют структурную функцию. Из этих молекул строятся мембраны и органоиды клетки. Коллаген – важный компонент соединительной ткани, кератин входит в состав волос и ногтей (а также перьев и рогов у животных), эластичный белок эластин нужен для связок и стенок кровеносных сосудов.

Не менее важна и ферментативная роль белков. К слову, все биологические ферменты имеют белковую природу. Благодаря им возможно протекание биохимических реакций в организме в приемлемых для жизни темпах.
Молекулы ферментов могут состоять только из белков или включать в себя и небелковое соединение – кофермент. В качестве коферментов чаще всего выступают витамины или ионы металлов.

Транспортная функция белков осуществляется благодаря их возможности соединяться с другими веществами. Так, гемоглобин соединяется с кислородом и доставляет его от легких к тканям, миоглобин транспортирует кислород к мышцам. Сывороточный альбумин крови переносит липиды, жирные кислоты и другие биологически активные вещества.
Белки-переносчики действуют в районе клеточных мембран и осуществляют транспорт веществ через них.

Защитную для организма функцию выполняют специфические белки. Вырабатываемые лимфоцитами антитела борются с чужеродными белками, интерфероны защищают от вирусов. Тромбин и фибриноген способствуют образованию тромба и предохраняют организм от потери крови.
Токсины, выделяемые живыми существами в защитных целях, также имеют белковую природу. В организмах-мишенях для подавления действия этих ядов вырабатываются антитоксины.

Регуляторная функция осуществляется регуляторными белками – гормонами. Они контролируют протекание физиологических процессов в организме. Так, за уровень глюкозы в крови отвечает инсулин, и при его нехватке возникает сахарный диабет.

Белки иногда выполняют и энергетическую функцию, но не являются основными энергоносителями. Полное расщепление 1 грамма белка дает 17,6 кДж энергии (как и при распаде глюкозы). Однако белковые соединения слишком важны организму для построения новых структур, и в качестве источника энергии используются крайне редко.
Видео по теме

Совет 4: В чем функция вакуоли

Вакуоли-мембранные пузырьки в цитоплазме клетки, заполненные клеточным соком. В растительных клетках вакуоли занимают до 90% объема. Животные клетки имеют временные вакуоли, которые занимают не более 5% их объема. Функции вакуолей зависят от того, в какой клетке они находятся.
Основная функция вакуолей - осуществление взаимосвязи между органоидами, транспорт веществ по клетке.

Функции вакуолей растительных клеток

Вакуоль является одним из наиболее важных органоидов клетки и выполняет множество функций, среди которых: поглощение воды, придание окраски клетке, вывод из обмена токсичных веществ, запасание питательных веществ. Кроме того, вакуоли некоторых растений вырабатывают млечный сок и помогают расщеплять “старые” части клетки.

Вакуоль играет главную роль в поглощении клеткой воды. Путем осмотического давления вода поступает в вакуоль. В результате этого в клетке появляется тургорное давление, обусловливающее растяжение клеток во время роста. Осмотическое поглощение воды важно и для поддержания общего водного режима растения, а также для процесса фотосинтеза.

В вакуоле имеются красящие вещества, называемые антоцианами. От них зависит окраска цветов, плодов, листьев, почек, корнеплодов растений.

Вакуоль выводит из обмена токсичные вещества и некоторые вторичные метаболиты. Отходами служат кристаллы оксалата кальция. Они откладываются в вакуолях в виде кристаллов разной формы. Роль вторичных метаболитов не до конца изучена. Возможно алкалоиды, как вторичный продукт метаболизма, подобно танинам, с их вяжущим вкусом, отталкивают травоядных животных, что предотвращает поедание этих растений.

Вакуоли запасают питательные вещества: минеральные соли, сахарозу, различные органические кислоты (яблочную, уксусную, лимонную и др.), аминокислоты, белки. При необходимости цитоплазма клетки может использовать эти вещества.

В вакуолях клеток некоторых растений вырабатывается млечный сок. Так, в млечном соке бразильской гевеи содержатся ферменты и вещества, необходимые для синтеза каучука.

В вакуолях иногда содержатся гидролитические ферменты, и тогда вакуоли действуют как лизосомы. Так, они способны расщеплять белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты, фитогормоны, фитонциды, участвуют в расщеплении «старых» частей клетки.

Функции вакуолей животных клеток

Пульсирующие (сократительные) вакуоли у пресноводных простейших служат для осмотической регуляции клетки. Поскольку концентрация веществ в речной воде ниже, чем концентрация веществ в клетках простейших, сократительные вакуоли поглощают воду, и наоборот, излишек воды выводят наружу путем сокращений.

В клетках некоторых многоклеточных беспозвоночных (губки, кишечнополостные, ресничные черви, некоторые моллюски), способных к внутриклеточному пищеварению, и в теле некоторых одноклеточных организмов образуются пищеварительные вакуоли, содержащие пищеварительные ферменты. Пищеварительные вакуоли у высших животных образуются в особых клетках — фагоцитах.

Совет 5: Что такое клетка и какие у нее функции

Клетка является основной единицей в строении любых живых организмов. Одна клетка может как существовать самостоятельно, так и являться составной частью целых органов и тканей многоклеточных животных, растений и грибов.
Инструкция
1
Клетки можно разделить на два типа: прокариотические и эукариотические. Прокариотические клетки не имеют клеточного ядра и некоторых других внутренних органов. В составе таких клеток имеется молекула ДНК, состоящая из двух цепочек, которые хранят генетический материал. К разряду прокариотов относятся всевозможные бактерии и археи. Основной состав таких организмов – цитоплазма.
2
Эукариоты имеют ядро, заключенное в отдельную оболочку. В клетках эукариотов значительно больше составляющих. Например, имеется развитая система внутренних мембран и несколько органов, несущих определенную информацию и выполняющих жизненно важные для организма функции.
3
Цитоплазма клетки содержит в себе воду и органические вещества, выступающие в качестве источника энергии для нормальной жизнедеятельности. Цитоплазма объединяет органы в одно целое и обеспечивает нормальное функционирование всего организма. Наружная мембрана состоит из двух слоев белка и жира. Орган защищает содержимое от повреждений, выводит продукты обмена, соединяет клетку с другими клетками и тканями.
4
Эндоплазма является системой каналов и полостей, проходящих по всей цитоплазме. Орган участвует в транспортировке органических веществ. Рибосомы синтезируют белок, а митохондрии производят аденозинтрифосфат, который обуславливает обмен энергией в живом организме. Пластиды помогают растениям синтезировать свет и также получать необходимую энергию.
5
Аппарат Гольджи накапливает и выводит органические вещества, которые синтезируются в эндоплазме. Лизосомы расщепляют жиры, белки и углеводы, осуществляя функцию переваривания. Также клетки отвечают за передвижение (сокращение мышц с использованием миофибрилл, имеющих нитевидное строение).
6
Организм появляется в результате оплодотворения яйцеклетки, которая создает условия для размножения клеток путем деления – митоза или мейоза. Все появляющиеся ткани имеют один и тот же набор хромосом, хранящийся в ДНК. Во время развития организма происходит дифференциация, что приводит к образованию целых клеточных систем, которые называются органами. Клетки, расположенные в каждом органе, имеют определенные функции.
7
Продолжительность жизни одной клетки может изменяться и называется клеточным циклом. Некоторые ткани живут столько же, сколько живет организм, однако определенные органы постоянно обновляются (например, эпителий кишечника).
Источники:
  • Основные положения клеточной теории
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше