Совет 1: Клетка как единица всего живого

Клетка – это элементарная, функциональная и генетическая единица. Ей свойственны все признаки жизни, в подходящих условиях клетка может поддерживать эти признаки и передавать их следующим поколениям. Клетка – это основа строения всех живых форм – одноклеточных и многоклеточных.
Клетка как единица всего живого
Инструкция
1
Открытие клетки совершил английский естествоиспытатель Роберт Гук в середине 17 века. Изучая строение пробки под микроскопом, он обнаружил, что она состоит из пузырьков, разделенных общими перегородкам. В срезах живых растений он обнаружил такие же ячейки. Свои наблюдения Р. Гук описал в труде «Микрография, или некоторые физиологические описания мельчайших телец при помощи увеличительных стекол».
2
В дальнейшем исследования проводили ученые М. Мальпиги и Н. Грю. В их работах клетка обозначена как составная часть ткани. Но голландский исследователь Антонио ван Левенгук провел наблюдения за одноклеточными организмами (инфузории, бактерии). Постепенно сложились представления о клетке как элементарном организме.
3
Многочисленные исследования помогли Т. Шванну в 1838 году сделать некоторые обобщения – сформулировать клеточную теорию строения организмов. Эта теория является основой таких наук, как эмбриология, гистология и физиология.
4
Положения клеточной теории до сих пор не утратили своей актуальности. Со времени своего создания теория была дополнена и является доказательством того, что все живое – едино.
5
Все формы жизни можно разделить на два надцарства по типу строения составляющих клеток: прокариоты и эукариоты. Прокариоты (доядерные) – простые по строению и возникли раньше в процессе эволюции. Эукариоты (ядерные клетки) имеют более сложный состав и появились позже, чем прокариоты.
6
Клетки всех живых организмов организованы по единым структурным принципам. От окружающей среды клетка отделена плазматической мембраной. Клетка содержит в себе цитоплазму, в которой располагаются органоиды, клеточные включения и генетический материал. Каждому органоиду в клетке принадлежит своя особая роль, а в целом они определяют жизнедеятельность клетки.
7
Прокариоты – клетка, не обладающая клеточным ядром и внутренними мембранными органоидами. Исключением являются плоские цистерны у фотосинтезирующих видов. К прокариотам относят бактерии, цианобактерии (сине-зеленые водоросли) и археи. Основное содержимое клетки-прокариота - вязкая зернистая цитоплазма.
8
Эукариот – клетка, обладающая клеточным ядром, которое отграничено от цитоплазмы ядерной оболочкой. В клетках эукариот имеется система внутренних мембран, образующих, помимо ядра, ряд других органоидов (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи и др.). Кроме того, у подавляющего большинства имеются постоянные внутриклеточные симбионты-прокариоты — митохондрии, а у водорослей и растений — также и пластиды.
9
Науке неизвестно, как и когда возникла первая клетка на Земле. Самые ранние ископаемые остатки клеток найдены в Австралии. Их возраст оценивается в 3,49 млрд лет. Также неизвестно, какие вещества служили для строительства мембран первых клеток.
Видео по теме

Совет 2 : Клетка как элементарная единица жизни

Все живые организмы состоят из клеток. Они могут быть одноклеточными и многоклеточными, эукариотами или безъядерными прокариотами. Вне клетки жизни нет, и даже вирусы – неклеточная форма жизни – проявляют свойства живого, лишь находясь в чужой клетке.
Клетка как элементарная единица жизни
Инструкция
1
Снаружи клетка покрыта цитоплазматической мембраной. Внутри нее находится цитоплазма с ядром (у эукариот) и органоидами. В ядре расположены ядрышки и хроматин, а внутреннее пространство ядра заполнено кариоплазмой.
2
Хроматин представляет собой комплекс ДНК и белков, образующий хромосомы во время деления клетки. Из хромосомного набора клетки складывается кариотип.
3
Двигательную, опорную и транспортную функции выполняет в клетке сложная система – цитоскелет. Эндоплазматическая сеть (ЭПС), рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды – важнейшие органоиды клетки. Некоторые имеют также жгутики и реснички.
4
Нормальная жизнедеятельность клетки и всего многоклеточного организма невозможна без поддержания гомеостаза – постоянства внутренней среды. Он поддерживается реакциями обмена веществ – ассимиляции (анаболизма) и диссимиляции (катаболизма). Эти реакции протекают под действием биологических катализаторов – ферментов. Каждый фермент при этом регулирует строго специфичные процессы, и в каждой клетке функционирует множество ферментов.
5
Энергию для жизнедеятельности клетка черпает из универсального источника – аденозинтрифосфата (АТФ). Это соединение образуется при многоступенчатом окислении органических веществ за счет выделяющейся при этом энергии. Особенно эффективно полное кислородное расщепление в митохондриях клетки.
6
По способу питания клетки делятся на автотрофов и гетеротрофов. Первые, фотосинтетики и хемосинтетики, синтезируют органические вещества самостоятельно, за счет энергии Солнца или химических реакций, а вторые получают органические вещества из других живых существ.
7
Биосинтез белка – важнейший процесс пластического обмена (ассимиляции, анаболизма). Первичную структуру белка составляет последовательность аминокислот, информация о которой лежит в последовательности нуклеотидов ДНК. Участок ДНК, шифрующий информацию о структуре одного белка, называется геном.
8
Молекула и-РНК считывает информацию о последовательности аминокислот в процессе транскрипции. Затем она выходит из ядра в цитоплазму и подходит к рибосомам, где по программе, заложенной в и-РНК, начинается трансляция – формирование цепочки аминокислот.
9
В каждой клетке находится множество генов, но она использует лишь часть из них. Это обеспечивается особыми генными механизмами, включающими и выключающими синтез в клетке того или иного белка.

Совет 3 : Что такое клетка как структурная единица

Открытие клетки, вернее, клеточной оболочки, в XVII веке английским физиком Р. Гуком позволило значительно ближе подойти к разгадке жизни. Изначально наука занималась изучением клеток растений, но вскоре стало ясно, что клеточная структура - основа всего живого на Земле.
Что такое клетка как структурная единица
Наука долгое время считала главной составной частью живой клетки ее оболочку. К этому выводу пришли Н. Грюи и М. Мальпиги в 1671 году в процессе изучения анатомии растений, когда обнаружили мельчайшие ячейки.

В 1674 году А. Левенгук изучал под микроскопом клетки животных организмов. Но уровень знаний в ту пору не позволял однозначно утверждать, что разгадана физиология клетки. По-прежнему считалось, что самая важная часть клетки – ее оболочка.

И только спустя двести лет по мере усовершенствования микроскопа и самой техники изучения столь малых объектов удалось накопить достаточный объем знаний, чтобы вновь вплотную заняться изучением живых клеток. Пришло время начать рассматривать не просто отдельную клетку вне целостной системы, а более полную организацию органической жизни.
Именно на этом фоне английский ботаник Роберт Браун в 1883 году смог заявить о новом, ранее неизвестном компоненте живой клетки: о ее ядре.

Приблизительно в то же время немецкий ботаник М. Шлейден пришел к важному выводу о целостной клеточной организации растений. В 1838 году зоолог Т. Шванн исследует зоологические объекты, а также, сопоставляя данные предшественников, приходит к важнейшему достижению теоретической биологии: клетка есть элементарная единица строения и развития абсолютно всех живых организмов, будь то растение или животное. Эта теория впоследствии была многократно проверена на практике.

Вскоре немецкий врач Р. Вирхов пришел к выводу, а затем и доказал, что вне клеток жизни не существует. Кроме этого весь научный мир потрясло его главное открытие: у клеток существует самая главная составляющая – ядро.

Академик Российской АН Карл Бэр открывает яйцеклетку у млекопитающих и устанавливает, что абсолютно все организмы начинают развиваться из одной единственной клетки. Таким образом, открытие К. Бэра доказало, что клетка не только единица строения, но и единица развития всех живых организмов.

Дальнейшее изучение структуры клеток, а так же совершенствование микроскопов (создание электронного микроскопа), дали возможность заглянуть еще глубже в тайну клетки, изучить ее сложную структуру и начать изучение протекающих в клетках процессов.

Сегодня можно утверждать, что клеточная теория полностью подтверждена, что каждая клетка имеет мембранное строение, и важнейшей ее частью является ядро, а размножаются клетки делением. Кроме того, можно утверждать, что клеточное строение – свидетельство единого происхождения животных и растений.

Именно клеточная теория легла в основу цитологии, науки о строении, составе и устройстве клеток, а также цитогенетики — науки, описывающей передачу наследственных признаков на клеточном уровне.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500