Совет 1: Как происходит деление клетки

Основной способ деления ядерных клеток (эукариот) - митоз. В результате митоза происходит удвоение наследственного материала и равномерное распределение его между дочерними клетками. У животных клеток митоз длится 30-60 минут, у растительных - 2-3 часа. Во время митоза делится сначала ядро клетки (кариокинез), а затем цитоплазма (цитокинез).
Как происходит деление клетки
Инструкция
1
Митоз состоит из четырех последовательных фаз: профаза, метафаза, анафаза и телофаза.
2
ПрофазаДНК спирализуется; скрученные хромосомы можно наблюдать под микроскопом. Каждая хромосома имеет две хроматиды, объединенные центромерой. Центриоли расходятся к клеточным полюсам. Микротрубочки, отходящие от центриолей, начинают образовывать скелет веретена деления. Происходит постепенное разрушение ядерной оболочки.
3
МетафазаХромосомы располагаются центромерами по экватору клетки. Из хромосом формируется метафазная пластинка. К центромере каждой хромосомы прикрепляются нити веретена деления.
4
АнафазаПарные хроматиды хромосом расщепляются и расходятся к полюсам клетки. Теперь у двух полюсов клетки располагается идентичный наследственный материал. Та генетическая информация, которая была представлена единичным экземпляром в клетке до начала митоза, теперь удвоена и размещена на полюсах.
5
ТелофазаХромосомы раскручиваются в длинную нить, начинается процесс транскрипции (записи информации). Транскрипция осуществляется за счет синтеза новых белков с заданной структурой. Начинается постройка ядрышек и ядерных оболочек. Веретено деления исчезает.
6
ЦитокинезЦитокинез - это процесс «деления наследства» между дочерними клетками. Делится содержимое материнской клетки - цитоплазма. У животной клетки при этом в районе экватора возникает перетяжка. Она углубляется до тех пор, пока не произойдет разделение. А у растительной клетки образуется внутриклеточная оболочка.
7
Роль митозаЗначение митоза для жизни организмов - воспроизводство клеток с идентичным генокодом. Без митоза невозможно нормальное развитие и рост организма, состоящего из множества клеток. Благодаря митозу заживают раны и размножаются бесполые особи.
8
АмитозПомимо митоза, существует еще и амитоз - прямое деление клеток. Амитоз встречается, в основном, при размножении стареющих клеток или клеток с патологическими изменениями (например, раковых клеток). При амитозе делится только ядро, ДНК не удваивается, наследственный материал распределяется по дочерним клеткам рандомно. Как правило, клетки, образованные в результате прямого деления, неполноценны.
Видео по теме

Совет 2 : Как проходит деление клетки

Клетки размножаются путем деления – создания двух дочерних из одной материнской. В зависимости от типа клеток, происходить данное размножение может трема способами – с помощью митоза, мейоза или амитоза.
Как проходит деление клетки

Митоз

Митоз – это наиболее распространенный способ деления клеток. После митоза обе дочерние клетки являются точной копией родительской. Наиболее длительная фаза митоза – это профаза. Во время нее спирализуются и утолщаются хромосомы, в которых заключена информация о клетке. В фазе покоя хромосомы находятся в ядре, однако в профазе ядрышки и ядерная оболочка растворяются, и теперь наследственный материал рассредоточивается по всей цитоплазме. Центриоли расходятся к полюсам клетки и образуют веретено деления.

После профазы наступает метафаза. В этот период хромосомы располагаются таким образом, что их центромеры выстраиваются аккурат по экватору клетки. К центромерам прикрепляются нити веретена деления.

Во время следующей стадии – анафазы центромеры удваиваются. Хроматиды, из которых состоят хромосомы, отделяются друг от друга, а нити веретена деления, сокращаясь, начинают подтягивать их к полюсам.

Во время телофазы делится цитоплазма и остальные органоиды. Хромосомы раскручиваются и вновь формируют ядро, а продольная перетяжка разделяет материнскую клетку на две дочерних.
Удвоение генетического материала происходит во время интерфазы – промежутка между делениями, когда клетка находится в покое.

Мейоз

Мейоз – это деление, во время которого набор хромосом уменьшается вдвое. Мейотическое деление встречается у половых клеток животных и растений. Мейоз проходит через два цикла, которые, на первый взгляд, схожи с митозом, однако имеются и существенные различия. Во время профазы I, которая в митозе куда более продолжительна, чем в мейозе, хромосомы соединяются и обмениваются генетической информацией между собой. Анафаза I мейоза характеризуется тем, что во время нее центромеры не делятся, и с помощью веретена деления к полюсу клетки доставляется лишь одна из гомологичных хромосом. Вслед за первым делением сразу же начинается второе, в результате которого образуются четыре клетки, каждая из которых обладает одинарным набором хромосом. Он вновь станет двойным после того, как произойдет оплодотворение.
У некоторых простейших организмов мейоз протекает иным путем, укладываясь лишь в один цикл деления.

Амитоз

Амитоз – редкое явление, обычно протекающее в стареющих или обреченных на гибель клетках, обычно являющееся экстренным средством. Во время амитоза не образуется веретено деления. Клетка делится путем простой перетяжки, а наследственный материал распределяется между дочерними клетками случайным образом.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500