Вводная часть



Стопы являют собою группы слогов одной строки. Количество слогов в стихе является показателем для определения размера. А количество самих стоп свидетельствует о том, сколькистопный размер перед вами.

Однодольный размер стихосложения



Брахиколон – однодольный размер. В каждой стопе расположено слово, вмещающее единственный слог. При этом, строка может вмещать несколько стоп («Ночь, день. Звук, шаг…» Таццу Такамаро).


Среди наиболее распространенных стоп: двусложные (ямб и хорей), а также трехсложные стопы (дактиль, амфибрахий, анапест).

Двудольный размер стихосложения



Хорей (трахей) – двусложная стопа с ударением на первом слоге. («Мчатся тучи, вьются тучи Невидимкою луна Освещает снег летучий…» А.С. Пушкин)

Ямб – двусложная стопа, с ударением, падающим на второй слог. В том случае, если слово достаточно длинное, то внимание заостряется и на вторичном ударении. («Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог…» А.С. Пушкин)

Трехстопный размер стихосложения



Дактилем (от греч. Dáktylos - «палец») именуют трехсложную стопу, в которой лишь первый слог ударный, остальные два - безударные.

Амфибрахий (греч. аmphibrachys – краткий с двух сторон) – трехсложная стопа с ударным слогом посередине.

Анапест (греч. anapaistos, т.е. отраженный назад), соответственно характеризуется ударением, падающим на последний (третий) слог.

По трехсложным стопам существует специальная памятка, в которой зашифрованы основополагающие особенности каждой из них. «ДАМА вечером калитку запирает». Аббревиатура «Д/АМ/А» таит в себе все три стопы. Фраза же «вЕчером калИтку запирАет» отлично демонстрирует образцы чередования ударных и безударных слогов.

Многосложные размеры стихосложения



Существуют и многосложные размеры, которые предполагают слияние нескольких простых. Наиболее популярными, пожалуй, считаются пеон и пентон.

Пеон состоит из одного ударного и трех безударных слогов, причем, они могут идти в любой последовательности, в зависимости от которой различают четыре вида пеона.

С пентоном (пятисложником) та же история, только это пятисложная стопа, один из слогов которой под ударением. Пятисложник является одним из старейших неклассических размеров русской поэзии. Строфы характеризуются отсутствием рифмы (белый стих). В пример можно привести строфу из А.В. Кольцова: «Не шуми ты, рожь, Спелым колосом! Ты не пой, косарь, Про широку степь!»