Совет 1: Какая наука изучает рыб

Рыбы всегда являлись наиболее многочисленной группой низших позвоночных, которые обитают в реках, морях и океанах, что существенно осложняет их изучение. На сегодняшний день ученые классифицировали более 20 000 их видов – это стало возможным благодаря науке, изучающей рыб. Что же это за наука и на чем она основывается?

Учение о рыбах

Наукой, занимающейся изучением рыб, является ихтиология, которая исследует анатомию и морфологию водных обитателей (внешнее и внутреннее строение) и их отношение к органической и неорганической внешней среде. Кроме этого, в обязанности ихтиологии входит изучение истории развития рыб, закономерности колебания их численности, заботу о потомстве, а также географическое распространение тех или иных видов.

Благодаря ихтиологии можно получить прогнозы рыбацких уловов – как краткосрочные, так и долгосрочные.

Своим происхождением данной науке обязаны такие дисциплины как рыбоводство и промышленное рыбоводство, эмбриология и физиология рыб, технология изготовления рыбных продуктов и сырьевая база рыбной промышленности, а также заболевания рыб. Впервые биологию и признаки рыб в числе более двухсот сорока видов описали выдающиеся русские ученые и исследователи, неоднократно организовывавшие морские экспедиции, которые в значительной мере поспособствовали развитию научно-промысловых исследований.

Задачи ихтиологии

За последние годы человек с помощью активного промысла, строительства тепло- и гидроэлектростанций, атомных электростанций и безвозвратного использования воды для своих нужд, существенно изменил ихтиологическую фауну на всей планете. Во многих водоемах произошло замещение ценных видов рыб на малоценные популяции, также изменились взаимоотношения между их сообществами. Это привело к необходимости реконструирования ихтиофауны относительно изменяющихся условий внешней среды, что и является актуальными задачами ихтиологии.

Не лучшим образом на ихтиофауне сказалось браконьерство и загрязнение водоемов отходами человеческой и химической деятельности.

Сегодня человек, используя знания ихтиологии, постепенно переходит от вылова рыбы в естественных водоемах к целенаправленному воспроизведению ценных видов рыб и их разведению в рыбных и индустриальных хозяйствах, а также на круглогодичных живорыбных заводах. Разведение происходит с помощью управления основными параметрами окружающей рыб среды и использования замкнутого цикла водоснабжения. Благодаря этому, перемены в рыбоводстве являются аналогом развития животноводства, где вместо бассейнов применяются птицефабрики и откормочные комплексы. Разведение рыб в данных условиях требует широких познаний их физиологических и биологических потребностей и особенностей, которые в полной мере обеспечивает знание ихтиологии.

Совет 2: Что изучает история

История – это наука о прошлом. С помощью различных источников – документальных, человеческих – она пытается определить последовательность событий исторического процесса, объективность изученных фактов, а также сделать выводы о поводах и причинах конкретных событий.

Смысл исторического знания

История во многом определяет вектор развития будущего: тот, кто контролирует прошлое, контролирует настоящее и будущее. Бытует мнение, что история – самая политизированная наука. И это мнение имеет право на существование, ведь каждая предыдущая эпоха отрицает другую, как следствие – история корректируется с учетом запросов времени.

Историческое знание охватывает несколько тысячелетий, и если понимание самого древнего мира основано на ветхих источниках, археологических раскопках, предположениях и гипотезах, то опора современной истории – факты, события, документы, статистика и человеческие свидетельства.

Если рассмотреть факты как фрагменты действительности, можно понять, что сами по себе они ничего не говорят. Для исторического знания факт – основа, и только историк может придать факту тот смысл, который требуют определенные идейно-теоретические взгляды. Поэтому один и тот же факт в исторической практике может иметь разное видение. Таким образом, важна интерпретация, стоящая между фактом и его пониманием исторической наукой.

Исторические школы и предмет их исследований

Сам предмет исторической науки определяют неоднозначно. С одной стороны, предметом истории является политическая, экономическая, демографическая история, а также история конкретного места – деревни, города, страны, порой история отдельной единицы общества – человека, семьи, рода.

Современные исторические школы насчитывают до тридцати определений предмета истории (в научном понимании). Как правило, предмет истории определяется мировоззрением историка, его философскими, идеологическими убеждениями. Поэтому не стоит искать в истории объективности, опорой в ее понимании должно быть собственное понимание процессов, самостоятельная работа с фактами и источниками, а также критическое мышление.

Историки-материалисты придерживаются мнения, что история изучает закономерности развития общества, которые зависят от материальных благ и способов их производства. Иными словами, в основе истории с точки зрения материализма – экономические отношения, а с помощью общества определяются причины развития или неразвития этих отношений.

В основе либерального понимания лежит убеждение о том, что предметом является конкретно человек (его личность), через которого реализуются его естественные права. То есть, история, по словам историков-либералов, изучает людей во времени.
Видео по теме

Совет 3: Какие существуют биологические науки

Биология представляет собой совокупность наук о живых существах и их взаимодействии с окружающей средой. Три основных раздела биологии: ботаника, зоология и микробиология.

Ботаника и ее дисциплины

Первая крупная биологическая наука – ботаника. Она занимается изучением растений. Ботаника делится на множество дисциплин, которые также можно считать биологическими. Альгология изучает водоросли. Анатомия растений изучает строение тканей и клеток растений, а также по каким законам развиваются эти ткани. Бриология изучает мохообразные растения, дендрология – древесные. Карпология изучает семена и плоды растений.

Лихенология – наука о лишайниках. Микология – о грибах, микогеоргафия – об их распространении. Палеоботаника – раздел ботаники, который изучает ископаемые останки растений. Палинология изучает пыльцевые зерна и споры растений. Наука систематика растений занимается их классификацией. Фитопатология изучает различные болезни растений, вызванные патогенными и экологическими факторами. Флористика изучает флору, исторически сложившуюся на определенной территории совокупность растений.

Наука этноботаника изучает взаимодействие людей и растений. Геоботаника – наука о растительности Земли, о растительных сообществах – фитоценозах. География растений изучает закономерности их распространения. Морфология растений – наука о закономерностях строения растений. Физиология растений – о функциональной активности организмов растений.

Зоология и микробиология

Второй крупный раздел биологии называется зоология, он занимается изучением животных. В этом разделе также много своих дисциплин. Акарология изучает клещей. Физическая антропология – наука о происхождении и эволюции человеческих рас. Апиология изучает медоносных пчел, арахнология – паукообразных, гельминтология – паразитических червей, герпетология – земноводных и пресмыкающихся.

Ихтиология – наука о рыбах, карцинология – о ракообразных, кетология – о китообразных, конхиология – о моллюсках, мирмекология – о муравьях, нематология – о круглых червях, оология – о яйцах животных, орнитология – о птицах. Палеозоология изучает ископаемые останки животных, планктология – планктон, приматология – приматов, териология – млекопитающих, энтомология – насекомых, протозоология – одноклеточных. Этология занимается изучением инстинктов животных.

Третий крупный раздел биологии – микробиология. Эта наука изучает невидимые невооруженным глазом живые организмы: бактерии, археи, микроскопические грибы и водоросли, вирусы. Соответственно выделяются и разделы: вирусология, микология, бактериология и т.д.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше