Инструкция
1
Самая первая ступень - создание сценария. Любой сценарий вне зависимости от жанра делится на три части - экспозицию (зрителей знакомят с героями фильма), усложнение (самая насыщенная часть фильма, где происходит основная часть действия) и кульминацию (развязка, финал). Чаще всего над сценарием работают кинодраматург, режиссер, продюсер. Финальная версия сценария - режиссерская, зачастую представляет техническую таблицу с подробной разбивкой по кадрам плюс вся подробная техническая информация - указание плана и метода съемки.
2
Далее следует подготовительный период - самый длительный. На этом этапе происходит сбор информации и материалов для фильма (это особенно важно, если фильм исторический), происходит разработка концепции фильма, обсуждается художественное, цветовое, звуковое и шумовое оформление картины. Художник занимается эскизами декораций, вариантами костюмов, грима, съемочная группа делает тестовые натурные съемки.

В этот же период происходит кастинг актеров, в том числе и при помощи картотеки, которая имеется на каждой съемочной студии, проходят первые репетиции. На этом этапе создается постановочный проект - общее представление о фильме, режиссерский сценарий, описание проработанных эпизодов и сцен, календарный план и общая смета. После завершения подготовительного периода остается только снять фильм.
3
Перед тем как начать съемки, производится освоение декораций, планов, натуры. Если на подготовительном периоде были учтены все мелочи, съемочная группа будет работать без простоев и ошибок. Съемочную группу можно условно поделить на четыре основные части - режиссерская, операторская, художественная и звуковая.

Режиссер и его помощники возглавляют и организуют съемочный процесс, оператор-постановщик решает (совместно с режиссером), какими будут свет, цвет, освещение. Второй оператор работает непосредственно с камерой. Ассистенты следят за всем оборудованием. Художник-постановщик создает сцену в деталях, под его началом работают художник-костюмер, декоратор и прочие. Звукооператоры ставят микрофоны, записывают звуковую дорожку вчерне, чтобы использовать ее как основу при последующем озвучивании.
4
Съемочная группа напоминает муравейник, как правило одновременно снимается несколько сцен, повсюду носятся люди, работа кипит. Каждый день съемки очень дорог, поэтому работа над фильмом ведется в бешеном темпе. Полнометражный фильм снимают в течение нескольких недель.
5
Далее идет монтажно-тонировочный период. В этот момент и собирается фильм. Отбираются нужные дубли, нужные планы, переходы. Зачастую монтажный период начинается еще до съемок, режиссер может сделать подробную раскадровку с указанием продолжительности кадров, переходов и прочего.
6
Существует также понятие чернового и чистового монтажа. Черновой монтаж представляет собой последовательность кадров, соответствующую утвержденному сценарию. Чистовой монтаж - это окончательный отбор кадров, который производится главным режиссером и режиссером монтажа.

В настоящий момент большей частью черновой работы занимаются компьютеры. После собранного чистового варианта фильма, монтажер синхронизирует изображение и звук, если получившаяся запись не устраивает режиссера, фильм озвучивают в студии. После нескольких репетиций актеры записывают финальную фонограмму. Она совмещается с фильмом на монтажном столе.
7
На этом же этапе происходит добавление спецэффектов, постобработка кадров, наложение фона и прочее применение новейших технологий, например заменяют актера компьютерным изображением.
8
Музыка записывается во время монтажно-тонировочного периода, поскольку на этом этапе уже ясна продолжительность сцен. Музыкальную дорожку могут записывать двумя способами - перед проецируемыми сценами фильма или по секундомеру, когда дирижер требует от оркестра укладываться с исполнением определенного музыкального фрагмента в четкий временной промежуток.
9
Последним шагом в производстве фильма является сведение, или перезапись с нескольких звуковых дорожек в одну. На этом этапе фонограммы синхронизируют со смонтированным фильмом, расставляют акценты и записывают звук на отдельную пленку. После чего предоставляют комиссии обе пленки (со звуком и видеоизображением). Если комиссия принимает фильм, в мастерской производят монтаж негатива, с которого потом печатают копии фильма.
10
Продвижение фильма начинается практически одновременно с написанием сценария. Работа ведется в трех направлениях - кинотеатры, видео и телевидение. До выхода фильма записываются короткие рекламные ролики из отснятого материала, проводятся пресс-конференции и идут публикации в прессе. Всем этим занимается продюсер. Он же рассчитывает, как много кинотеатров купят фильм, какова будет прибыль.