Совет 1: Как написать сценарий документального фильма

Среди профессионалов документального кинематографа уже давно ведется дискуссия: нужно ли писать сценарий фильма до начала съемок или нет? Некоторые авторы пишут сценарии только после съемок - они утверждают, что невозможно заранее предсказать, как пойдет развитие событий, ведь в документальном кино главный режиссер - сама жизнь. Другие настаивают, что, даже снимая фильм методом кинонаблюдения, нельзя отказываться от сценария.
Вам понадобится
  • - учебные пособия;
  • - примеры сценариев;
  • - компьютер.
Инструкция
1
Определитесь с форматом будущего фильма. Весьма условно документальное кино можно разделить на телевизионное и авторское. Первое предполагает наличие жесткого сценария, продуманных сюжетных ходов. Как правило, в телевизионных фильмах герои дают интервью. Авторское кино отличается ярко выраженным видением режиссера, отказом от шаблонов, использованием нестандартных методов съемки (например, методом длительного кинонаблюдения). Обратите внимание: разграничение очень условно - оба формата могут весьма эффективно взаимодействовать.
2
Сформулируйте тему и идею будущего фильма. Определитесь, кто будет сниматься в фильме и где будут проводиться съемки. Напишите сценарную заявку, в которой будет кратко изложен синопсис фильма, его тема и идейное содержание. Сценарная заявка поможет отсечь всё лишнее и выкристаллизовать самое основное.
3
Прежде, чем приступить к написанию сценария, изучите предмет в теории. Прочитайте статьи, книги, учебные пособия о написании сценариев для документального кино. Познакомьтесь с теорией драмы Аристотеля (Аристотель "Поэтика") - из этой книги вы узнаете об основных законах драматургии. Впоследствии вы можете нарушать законы, идти по своему пути, но, прежде, чем нарушать законы, надо их узнать.
4
Найдите примеры законченных сценариев к уже снятым документальным фильмам. Сравните сценарий и готовый фильм. Таким образом вы получите важный опыт, поучаствуйте в своего рода мастер-классе.Больше смотрите хороших документальных фильмов. Постарайтесь найти качественное фестивальное кино. Просмотр фильмов - один из важнейших элементов в обучении сценарному мастерству.
5
Больше смотрите хорошие документальные фильмы. Постарайтесь найти качественное фестивальное кино. Просмотр фильмов - один из важнейших элементов в обучении сценарному мастерству.
6
Приступайте к написанию своего сценария. В нем должно быть прописано, как и где будут сняты герои (интервью, наблюдение, репортаж и др.), в каких ситуациях и событиях они проявятся. Конечно, заранее невозможно узнать, как пойдет та или иная съемка, поэтому в сценарии пропишите, как вы это видите, как предположительно может быть. Но при этом избегайте постановочных, заранее спланированных сцен. Вы пишите сценарий неигрового фильма, поэтому не стоит заставлять героев специально говорить что-то на камеру. Постановка уместна, если нужно снять реконструкцию или иллюстрацию событий.
7
Основа хорошего сценария - интересно придуманная композиция фильма, или, по-другому, сценарный ход. Его нелегко найти, но, если он всё-таки найден, - это половина успеха. Необычное начало или конец, яркий лейтмотив, параллельная сюжетная линия могут быть залогом удачной композиции. Если вы используете такой ход, следите за тем, чтобы все остальные сюжетные линии не "распадались" ,чтобы вся сценарная конструкция подчинялась центральном сценарному ходу.

Совет 2: Как написать сценарий фильма

Одни сценарии пишутся годами, другие за неделю. Но в каждом случае этот процесс подразумевает несколько этапов.
Инструкция
1
Идея. Сначала нужно одной фразой сказать, о чем будет этот фильм? Например, "Матрица" - фильм о том, как люди борются с машинами, которые контролируют сознание человечества. Идея - это зерно, концентрат фильма. Найти новую идею для сценария фильма - одна из самых сложных задач. Это может быть реальная история, а может быть и вымысел.
2
Синопсис. Краткий пересказ сюжета, который занимается страничку-полторы, тритмент - чуть больше. Синопсис пишется простыми фразами. Например, "Нео ничего не знал о себе, но Морфеус отправил Тринити, чтобы она вступила с ним в контакт, но вмешались таинственные агенты". В интернете есть немало примеров синопсисов, как от малоизвестных авторов, так и от мэтров.
3
Поэпизодник, или поэпизодный план. Синопсис "разбирается" на несколько десятков сцен, в которых уже детально прописывается действие фильма. В заголовке сцены важно прописывать натурные съемки или интерьерные, место и время действия. Например, ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА. ГОСТИНАЯ. НОЧЬ. Сцена может быть динамичной (с погонями и драками), она может представлять собой неспешный диалог разных людей, в ней могут быть показаны явления природы: медленные красивые восходы, полет птиц, передвижения животных. В фильме на полтора часа может быть до 200 эпизодов. Но в среднем эпизод длится около минуты.
4
Диалоги. После того, как поэпизодный план выстроен и сценарист внутренним взглядом уже видит кино, пора приступать к написанию диалогов. Они должны быть максимально приближены к устной естественной речи. Это в книгах беллетрист может позволить себе многостраничные монологи. В кино даже если герой должен кого-то обличить или в чем-то признаться, монолог должен быть насыщенным и динамичным.
5
Все зачеркнуть и переписать. Это правда. Хороший сценарий всегда переписывается раз пять, да и потом свои замечания оставляют редакторы, продюсеры и, разумеется, режиссеры. А иногда и актеры на съемочной площадке начинают импровизировать, спонтанно меняя текст. А что поделать? Кино - это коллективное творчество. И в этом его прелесть!
Видео по теме
Обратите внимание
Сцена́рий — литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей.
Полезный совет
Наймите сценариста. Также вы можете найти кого-то другого для написания сценария к вашему фильму. Если у вас интересная идея, но вы не сильны в писательской деятельности, то найдите того, кто силен. Безработных сценаристов почти столько же, сколько и безработных актеров. Но будьте внимательны: большинство из них не напишут вам ничего стоящего. Вашей целью является встретить самого лучшего из них.
Источники:
  • Блог ТВ-редактора Ирины Кемарской "Пишем телесценарий"

Совет 3: Как писать синопсис

Для того чтобы издать роман, поэму, эпическую сагу или представить продюсеру сценарий кинофильма, шедеврального произведения с увлекательным сюжетом, харизматичными героями и яркими образами недостаточно. Необходим синопсис – краткое и в то же время содержательное изложение творческого замысла автора.
Вам понадобится
  • - компьютер или печатная машинка.
Инструкция
1
Перед началом работы обратите внимание на требования, предъявляемые издательствами из вашего списка рассылки к объему, содержанию синопсиса и приложениям к нему. Ряд издательств требуют включать в синопсис итоговый объем книги и краткие фрагменты из некоторых глав. Другим достаточно одного только синопсиса, но с указанной в начале документа справочной информацией об авторе. Третьи просят прислать вместе с коротким синопсисом две-три главы произведения. Отметьте, какие издательства для вас приоритетны, и пишите синопсис с учетом именно их требований.
2
Начинайте писать, помня, что синопсис - нечто вроде кратко изложенной концепции произведения. Поэтому стандартный синопсис не должен по объему быть более одной страницы. А еще лучше, если автору удастся изложить идею произведения в нескольких абзацах. При этом краткость не должна сказываться на интриге сюжета. Ведь синопсис в первую очередь должен заинтересовать редактора или продюсера. Сделать это можно, предварительно сформулировав для себя тезисные ответы на следующие вопросы:
• жанровая принадлежность произведения (триллер, драма, комедийный детектив, эротический роман, детская фэнтези);
главные герои;
• о чем сюжет;
• завязка сюжета;
• ключевые критические моменты;
• кульминация и развязка.
3
Тезисно написанный синопсис может занять две или даже три страницы, поэтому на следующем этапе работы его необходимо «выжать» - убрать «воду», эмоции и второстепенных героев, ответвления от основной сюжетной линии, мелочи и уточнения. Когда основательно «отжатый» синопсис будет занимать не более страницы, можно более основательно поработать над каждым предложением. Задача автора сделать синопсис емким. Настолько емким и «цепляющим», чтобы у редактора или продюсера в процессе его чтения интерес не угас, а только лишь усилился. При этом стоит избегать сложноподчиненных предложений и метафор.
4
Дайте тексту «отлежаться», а к окончательной обработке краткого изложения произведения рекомендуется приступать спустя как минимум сутки. Синопсис будет читаться более легко, а некоторые не замеченные в процессе усердного труда огрехи или излишества станут очевидными.
Обратите внимание
Не стоит в начале синопсиса поименно перечислять всех действующих лиц - это затруднит работу редактора.
Полезный совет
Начинать работу над синопсисом можно на любом этапе написания произведения, однако проще писать синопсис на завершающем этапе или когда произведение уже окончено.
Как написать синопсис романа
Связанная статья
Как написать синопсис романа

Совет 4: Как снять документальное кино

Наверное, у каждого человека иногда возникает желание попробовать сделать что-то сногсшибательное, невероятное, неожиданное для самого себя. Например, снять документальный фильм. Как воплотить эту идею жизнь?
Инструкция
1
Производство документального фильма - это огромная работа, требующая определенных знаний, умений, а также материальных ресурсов. Но эта цель достижима, если приложить усилия и проявить терпение, тем более, что в наше время можно сделать настоящий фильм, используя лишь любительскую видеокамеру и компьютер.
2
Процесс создания кино можно разделить на несколько важных шагов. Прежде всего у вас должен возникнуть замысел будущего фильма. Нужно четко понимать, о чем или о ком он будет, и что вы в конечном счете хотите донести до зрителя. Попробуйте изложить замысел в нескольких предложениях. Если не получается, значит, вы весьма обтекаемо и размыто представляете тему и идею будущего фильма.
3
Замысел можно оформить в сценарную заявку. Если вы хотите найти финансирование для фильма, сценарная заявка необходима. Но стоит заметить, что ее одной не хватит, чтобы найти деньги на фильм. Спонсор должен убедиться, что вы способны выполнить такую сложную задачу, как производство фильма. Если это ваш самый первый опыт и у вас нет специального образования в этой области, то больше концентрируйтесь на разработке замысла и сценария, чем на поиске финансов.
4
После написания сценарной заявки можно приступать к написанию сценария. Он необходим в любом случае, независимо от выбранного формата фильма. Изучите специальную литературу, посвященную сценарному мастерству, а еще лучше запишитесь на сценарные курсы. В сценарии должны быть прописаны герои, ситуации, места проведения съемок, а также метод съемки - интервью, наблюдение, репортаж и т.д. Успех во многом будет зависеть от того, насколько хорошо написан сценарий.
5
Определитесь, как вы будете снимать кино. На некоторых кинофестивалях можно увидеть фильмы, снятые на любительскую видеокамеру. Такое вполне возможно, если, конечно, ваш замысел по-настоящему интересен. Но снимать любительской камерой совсем не просто - у новичков изображение оставляет желать лучшего. Чтобы научиться снимать самостоятельно, надо пройти мастер-класс у профессионального оператора или закончить операторские курсы.
6
Если вы располагаете финансами, лучше пригласить на съемки профессионального оператора. Впрочем, как и монтажера. Но при желании можно научиться монтировать самостоятельно.
Видео по теме
Обратите внимание
Если вы хотите снять что-нибудь стоящее, обязательно пройдите обучение на режиссерских курсах. Существуют программы, рассчитанные на несколько лет, но есть также экспресс-курсы. Некоторые школы предлагают дистанционное обучение (через интернет, в интерактивном режиме).
Полезный совет
Не стремитесь сразу снять большую документальную ленту. Если вы новичок, это практически нереально. Попробуйте создать короткий фильм длительностью около 10 минут. Также не ставьте перед собой задачу снимать в сложных, труднодоступных местах. Помните, что выразительность фильма может быть достигнута самыми простыми средствами.
Источники:
  • Все о кинопроизводстве.
  • как самому снять документальный фильм

Совет 5: Что такое неигровой фильм

Неигровым кино называют вид кинематографа, который традиционно противопоставляется кино игровому или художественному. Данный вид киноискусства обладает некоторыми важными особенностями.
Инструкция
1
В русском языке различия между понятиями игрового и неигрового кино весьма размыты. Куда логичнее пользоваться английскими терминами "fiction" и "non-fiction" (в переводе "с вымыслом" и "без вымысла"). Можно описать неигровое кино как съемки реальных людей в реальных ситуациях реального мира. Неигровое кино не есть кино документальное в общем смысле этого слова, поскольку в документальных лентах могут быть постановочные элементы, инсценировки, снятые специально для фильма. Но при описании данного вида искусства эти понятия часто объединяют.
2
Темами для неигровых или документальных фильмов чаще всего становятся культурные явления, выдающиеся достижения, научные гипотезы, интересные события, описание жизни известных людей или групп людей. Но исторические реконструкции в художественном кино, даже если они полностью соответствуют действительности, нельзя назвать представителями неигрового кино. А фильмы, в которых есть элементы постановки, например, специальная провокация героев на эмоции или восстановление фиксированных документами событий на экране, напротив, считаются представителями жанра.
3
Выделяют несколько видов неигрового кино, которые не взаимоисключают друг друга и не исчерпывают всевозможные варианты, поскольку в данном виде кинематографа нет четких границ между жанрами. Это может быть событийная хроника, съемки для специальных целей (например, для милицейского протокола, видеонаблюдение, научные съемки), кинолетопись, авторская журналистика и т.д. По форме можно разделить неигровое кино на кинорепортаж, фильм-портрет, кинодневник, кинопутешествие, киноочерк, киноисследование, кинокомедию и т.д.
4
Задачи, стоящие перед создателем неигрового фильма, могут быть различными: создание учебного пособия; географическое, этнографическое, зоологическое, историческое или любое другое исследование; создание средства пропаганды (научной, религиозной, продающей и т.д.); создание кинохроники (описание долгого процесса или исторических событий), создание публицистического произведения (рассмотрение актуальных политических и общественных проблем). Хорошо определил основную задачу всего жанра неигрового кино кинодокументалист Хью Бедли: "рассказать о мире, в котором мы живем".
5
Процесс работы над неигровым фильмом довольно сложный. Предварительно автору необходимо найти материалы, которые должны быть жизненными и задокументированными. На основе доказанных фактов пишется сценарий. Для объединения всех материалов в один фильм монтируются архивные фото- и видеоматериалы, проводятся репортажные (в виде интервью или кинохроники) и постановочные (но точно воссоздающие картину происходящего в реальности) съемки, интерьерные или натурные съемки в зависимости от сценария.
6
Пока неигровое кино не пользуется популярностью у зрителей, хотя создается много фильмов и документальных программ. Просто не все они доходят до массового зрителя. Чаще всего подобные шедевры можно наблюдать лишь на специальных или даже закрытых кинофестивалях, которые пока тоже не могут похвастаться большой аудиторией.

Совет 6: Как написать репортаж

Репортаж как жанр сформировался на первых шагах журналистики. Каноны жанра предполагают непосредственное присутствие на месте событий. Репортер ведет повествование от первого лица, создавая ощущение присутствия, достоверности и сопереживания. В наши дни репортаж может синтезировать в себе несколько жанров, например, хронику, интервью, зарисовку, версию. Главное, все успеть – сфотографировать, взять мини-интервью у очевидцев и зафиксировать детали.
Вам понадобится
  • Диктофон, цифровая фотокамера с функцией съемки видео или видеокамера, удостоверение журналиста.
Инструкция
1
Безусловно, подготовить без суеты можно только событийный репортаж, поскольку событие случается в планомерном порядке. Быть в курсе происходящего вам помогут пресс-релизы городских и областных служб, мониторинг местной прессы и соцсетей, а также ваши личные информаторы. Держите нос по ветру! Вы же журналист, вы первым должны узнать о визите Владимира Путина в ваш город или изобретении эликсира молодости.
2
Как бы странно это ни звучало, но подготовиться можно даже к происшествию. Да, аварии, штормы, пожары случаются стихийно! Однако у происшествий есть места, где они случаются – вокзалы, крупные предприятия, аэропорты, метро. И есть места, куда доставляются пострадавшие – медпункты, инспекции, РОВД и т.д. Ежедневный обзвон своей базы информаторов всегда приносит свои плоды. Дружите с нужными людьми, и база информаторов у вас появится! Дарите бабушкам у подъезда непроданные номера газеты, где вы работаете, разговаривайте с ними. Поверьте, вы будете в курсе всех событий в вашем районе.
3
Как только вы прибыли на место события или происшествия, сфотографируйте очевидцев в момент рассказа. Снимите процесс, последствия, результаты самого события. Фоторепортаж должен иллюстрировать картину всего, что вы видите, о чем вы напишете в свою газету, журнал или интернет-издание. Документируйте! Это основная задача репортажа. Вы – глаза и уши вашего читателя.
4
Если вы ведете репортаж с места крушения поезда, возьмите комментарии сотрудников МЧС, оперативной группы и медиков. Узнайте, когда они прибыли на место происшествия, примерное количество пострадавших и предположительную причину и версию случившегося. Конечно, от вас будут отмахиваться, как от назойливой мухи. Учитесь договариваться! Пообещайте передать официальным лицам бесплатно ваши фотографии, согласовать текст репортажа, скажите, что напишите о их деятельности в восторженном тоне. Назовите их людьми героической профессии. Если начали льстить, делайте это на все сто процентов. Почти всегда действует.
5
Отличительная черта репортажа – оперативность. Пишите по горячим следам, сразу же вернувшись в редакцию. Начинайте всегда с написания заголовка. Заголовок должен содержать вашу основную мысль. События излагайте в порядке хронологии. Ничего не придумывайте от себя. Используйте речь выразительную, но не переусердствуйте с терминами, канцеляризмами и профессиональным сленгом. Уберите длинноты, но без потери смысла. Вставьте прямую речь, она оживит репортаж.
Видео по теме
Обратите внимание
Конечно, молодому журналисту трудно преодолеть нежелание официальных лиц разговаривать. Обычно полицейские, сотрудники прокуратуры сразу же отсылают вас в пресс-службу. Но в пресс-службе информация появится поздно. Не получилось с первого раза, просто найдите в событии или происшествии свою изюминку. Напишите о том, что вы заметили, а другие репортеры - нет.
Полезный совет
У репортера не должно возникать моральных переживаний по поводу того, что во время освещения происшествия приходится «лезть в душу людям». Возможно, вы станете тем человеком, после разговора с которым у пострадавшего или его родственника на душе как раз-таки полегчает. В конце концов, это – ваша обязанность сделать для ваших читателей правдивый и эмоциональный репортаж.
Видео по теме
Обратите внимание
Данная статья не может быть использована как прямое руководство к действию. Написание сценария для документального фильма - дело трудное, поэтому лучше пройти обучение на сценарных курсах (еще лучше - поступить на сценарный факультет) или самостоятельно изучить специальную литературу.
Источники:
  • Сценарий документального фильма
  • как найти документальный фильм
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500