Инструкция
1
Почему нельзя обойтись без схем на уроках русского языка?
Схемы позволяют увидеть структуру предложения, выявить его части и отразить постановку знаков препинания. По ним легко увидеть границы простых предложений в сложных.
Если вы научитесь работать со схемами на уроках русского языка, то не будете допускать пунктуационных ошибок на письме.
2
Вы начинаете учиться составлять предложения по схемам с пятого класса, когда знакомитесь, например, с прямой речью. Это самые простые схемы. В них обычно буквой П обозначают прямую речь, а буквой А - слова автора.
Например, вам нужно составить предложение с прямой речью по схеме «П - А». Вы видите, что прямая речь стоит перед словами автора. Можно составить такое предложение:
«Завтра мы сможем приехать к вам», - сказал Петр.
3
В девятом классе вы знакомитесь с более сложными схемами во время изучения сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений. В сложноподчиненных предложениях каждое предложение самостоятельное, независимое. В схемам их границы обозначают квадратными скобками. Например, по данной схеме [ ], и [ ] вы можете составить следующее предложение:
Стояла чудесная погода, и мы решил выйти в плавание.
У вас получилось сложносочиненное предложение, состоящее из двух частей, которые связаны союзом «И».
4
В сложноподчиненном предложении части неравноправные. Такие предложения состоят из главных и придаточных (иногда нескольких). Главное предложение в схеме обозначается квадратными скобками, от него можно поставить вопрос к придаточному. А придаточное - круглыми скобками. Например, вам нужно составить предложение к такой схеме [ ], (потому что...). У вас должно получиться сложное предложение, состоящее из двух простых (главного и придаточного), связанные союзом «потому что». Можно составить следующее предложение:
Мы отправились в путешествие, потому что стояла хорошая погода.
5
Если вам нужно составить предложение по следующей схеме [ ] : [ ], вы имеете дело со сложным бессоюзным предложением. Можно написать следующее предложение:
Мы опоздали к обеду: пришлось долго петлять по улицам города.
Вы видите, что в составленном предложении две самостоятельные части, не связанные союзами, между которыми стоит двоеточие.