Вам понадобится
  • Два зеркала
Инструкция
1
Подготовительный этап готовит речевой аппарат к правильной артикуляции. Начните с артикуляционной гимнастики. Этих упражнений существует довольно много, и делать их следует обязательно перед зеркалом. «Часики»: приоткрыть рот, губы растянуть в улыбку, кончиком узкого языка тянуться сначала к одному уголку рта, а потом - другому. «Змейка»: широко открыть рот, узкий язык выдвинуть вперед, как можно сильнее, а потом убрать вглубь рта. «Качели»: открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и подбородку. «Маляр»: открыть рот, широким кончиком языка, проводить от верхних резцов до мягкого неба. Артикуляционную гимнастику следует делать 3-4 раза в день по 5 минут. После того, как вы сможете выполнять упражнения быстро и безошибочно, можно переходить к следующему этапу.
2
Постановка звука осуществляется разными способами, в зависимости от его артикуляции. Конечная цель этого этапа – изолированное правильное произнесение звука. Для этого нужно объединить отработанные движения и положения органов артикуляции, добавив воздушную струю и голос. Один из способов сделать это – в игре. Предложите ребенку поиграть. Выберите какое-нибудь действие и попросите озвучить его. Например: пошуршать, как мышка, пожужжать, как пчела, и т.д. Второй способ – подражание. Ребенка необходимо фиксировать на движениях и положениях органов артикуляции, используя слуховой и зрительный контроль. Используйте тактильные и вибрационные ощущения. Например, ладонью, поднесенной ко рту, можно ощутить, как при произнесении звука выходит струйка воздуха. А если приложить ладонь к горлу, можно почувствовать, как вибрируют голосовые связки при произнесении звонких звуков. Последний способ постановки звуков – с механической помощью. Он требуется в случае, когда ребенку недостаточно тактильного, вибрационного, зрительного и слухового контроля. В этом случае органам артикуляционного аппарата надо помочь принять нужное положение и выполнить требуемое движение. Для удержания языка в нужном положении можно использовать чайную ложку или палец.
3
Следующий этап - автоматизация звука. Ее начинают с произнесения прямых (ра, ре, ру) и обратных (ар, ер, ур) слогов. Сначала это делают в медленном режиме, растягивая и пропевая звуки. Постепенно скорость произнесения слогов нужно ускорять, приближая к нормальному темпу речи. Потом отрабатывают слова, у которых в начале, середине или конце содержится нужный звук. За одно занятие отрабатывается 10-15 слов, каждое из них проговаривается несколько раз, выделяя автоматизируемый звук.
4
Этап дифференциации посвящается различению похожих звуков, чтобы не путать их в речи. Начинать следует со слогов, например – ра - ла, су - шу, потом необходимо перейти к словам - миска – мишка, рожки – ложки. Далее используйте скороговорки - «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и «Карл у Клары украл кораллы».
5
Введению звука в речь способствует заучивание стихов и составление рассказов. Совместно с ребенком придумайте рассказ. Постарайтесь, чтобы в нем часто звучали корректируемые звуки. Лучше всего будет составлять рассказы по картинкам.