Совет 1: Как выговаривать букву л

Любовь и ласка, листопад и метелица. Что роднит эти завораживающие русские слова? Их объединяет буква "л" - основа грациозности родной речи. Не у всех получается правильно выговаривать букву "л". Но нет повода для печали, это дело легко поправить.
Инструкция
1
Прижмите кончик языка к верхним резцам. Язык должен ощутимо упереться в зубы. С усилием оттолкнитесь языком от зубов, произнося при этом "лак", "лужа", "лебедь", "люстра", "ложка", "лыжи". Обратите внимание, что в зависимости от гласного звука после "л", положение языка слегка меняется. При произношении слова "люстра" язык упирается уже не в зубы, а в верхнее небо. А во время произношения слова "лыжи" - в самый краешек верхних резцов. Но принцип произношения звука "л" одинаков - язык с усилием отталкивается от препятствия.
2
Если у вас сразу не получается сказать отчетливое "л", значит нужно заставить работать ваш язык. Для этого выполняйте следующее упражнение:

- при произнесении звука "л" в вышеперечисленных словах зажимайте язык кончиками верхних и нижних резцов, как будто прикусывая его. Таким образом вы зафиксируете язык и приучите его к правильному положению.
3
Повторяйте медленно и отчетливо следующие скороговорки:

- "Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет";

- "Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали";

- "Полосатые матрасы полоскала дочка Власа, полоскала-полоскала, полосатой речка стала".
4
Возьмите кусочек текста из любого классического произведения. Читайте с выражением, обращая внимание на правильное произношение звука "л". Пусть поначалу это будет слегка утрированно, но со временем язык хорошо запомнит свое место, и вы будете говорить правильно.

Совет 2: Как произносить букву л

Звук «л», как и другие звуки, может совсем отсутствовать в речи ребенка (например, вместо слов «пила», «лук» он произносит «пиа», «ук»). Данный звук может заменяться другими звуками («пиуа», «йук»). Очень часто дети заменяют звук «л» мягким вариантом – «ль», и получается «пиля», «люк». Это легко объяснить тем, что положение органов речи при произношении звука «л» несколько сложнее, нежели при произношении звука «ль».
Инструкция
1
Примите к сведению, что в случае правильного произнесения звука «л» органы артикуляции принимают следующее положение: зубы разомкнуты; губы слегка раскрыты; язык – длинный и тонкий, его кончик упирается в основание передних верхних зубов; струя воздуха проходит сбоку по краям языка и затем выходит из уголков губ.
2
Выполняйте с ребенком следующие упражнения, способствующие выработке правильного произношения буквы «л».
Приступайте к выполнению упражнения № 1. Его цель научиться расслаблять мышцы языка. Улыбнитесь вместе с ребенком, приоткройте рот, положите передний широкий край язычка на нижнюю губу. Удерживайте его в таком положении, считая от одного до десяти. Можно посоревноваться с ребенком, кто дольше удержит свой язык в подобном положении.
3
Выполните упражнение «Лошадка». Оно укрепляет мышцы языка и вырабатывает навык подъема языка вверх. Улыбнитесь, покажите зубы, приоткройте рот и пощелкайте кончиком языка (например, как лошадка цокает копытами).
4
Сделайте вместе с ребенком упражнение «Качели». Его цель научить быстро менять положение языка. Это необходимо при соединении звука «л» с гласными буквами а, ы, о, у. Улыбнитесь, приоткройте рот, положите язык за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднимите его наверх, упершись кончиком в верхние зубы. Поочередно меняйте положение языка 6-8 раз, постепенно убыстряя темп.
5
Переходите к упражнению «Дует ветерок». Цель: вырабатывать воздушную струю, правильно выходящую по краям языка. Улыбнитесь вместе с ребенком, приоткройте рот, прикусите кончик языка передними зубками и подуйте. Проконтролируйте наличие и направление струи воздуха, поднеся ко рту малыша кусочек ватки. Если систематически выполнять данное упражнение громко (с включением голоса) и с поднятым кверху кончиком языка, в итоге получится красивый звук «л».
6
Потренируйтесь вместе с ребенком произносить слоги и слова со звуком «л» - спойте на мотив какой-нибудь песенки: ло-ло-ло, ла-ла-ла, лу-лу-лу. Поупражняйтесь в произношении таких слов, как пила, молоток, лампочка, лошадка и др.

Совет 3: Как выговаривать букву Ш

Работу над произношением буквы Ш лучше всего начинать с раннего детского возраста. Но если у взрослого человека также имеется подобная проблема, то занятия артикуляционной гимнастикой способны помочь и ему.
Вам понадобится
  • - зеркало;
  • - ритмичная музыка
Инструкция
1
Артикуляционная гимнастика состоит из упражнений для нижней челюсти, губ и языка. Выполнять их нужно систематически – ежедневно по 3-5 минут перед зеркалом. Занятия с детьми можно сопровождать ритмичной музыкой, счетом или хлопками.
2
Выполните упражнение на развитие мышц нижней челюсти. Попросите ребенка широко открыть рот и держать его в таком положении в течение 20 секунд. Повторяйте это упражнение 10-15 раз.
3
Способствуют развитию нижней челюсти жевательные движения при сомкнутых губах, а также легкие постукивания зубами (губы разомкнуты). Сделайте упражнение «Заборчик» - губы растяните в улыбке, а верхнюю челюсть поставьте на нижнюю. Выдержите в таком положении 15-20 секунд, расслабьтесь. Можно тренироваться одновременно с ребенком, внося игровые элементы в упражнения.
4
Развивайте мышцы губ. Сильно растяните разомкнутые губы при сжатых зубах, получится «голливудская улыбка», зафиксируйте ее на 5-7 секунд. Повторите это действие 10-15 раз. Сделайте упражнение «Хоботок» - вытяните губы как можно дальше вперед трубочкой. Повторите 15-20 раз.
5
Для развития мышц языка выполните вместе с ребенком упражнение «Чашечка». На нижнюю губу положите язык, приподняв при этом его боковые стороны и кончик. Должно получиться что-то вроде желобка. Еще одним эффективным видом тренировки мышц этого речевого органа является так называемая «Болтушка». Напрягите язык и быстро-быстро поболтайте им во рту в разные стороны, затем расслабьте его и повторите упражнение. Выполняйте 20-30 раз.
6
Проговаривайте вместе с ребенком различные скороговорки, следите не столько за быстротой, сколько за качеством их произношения. Например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Шапка да шубка – вот и весь Мишутка», «Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши» и т.д.
Видео по теме
Полезный совет
Все упражнения лучше выполнять перед зеркалом. Так вы сможете визуально себя контролировать.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше