Инструкция
1
Индексы классифицируются в зависимости от объекта исследования на индексы объемных или количественных показателей (продукция, количество товаров, потребление материальных благ, предоставленные услуги) и индексы качественных показателей (индекс заработной платы, потребительских цен, себестоимости продукции). По степени охвата учитываемых элементов совокупности индексы подразделяются на общие, характеризующие все явление в целом или всю совокупность, и индивидуальные, отражающие динамику изменения отдельных элементов явления. Кроме того, в зависимости от того, что является базой сравнения, индексы могут быть базовыми, когда сравнивают с одним и тем же базовым периодом времени, и цепными, когда сравнение производится с предыдущим периодом.
2
Для каждого индекса выделяют три элемента: индексируемый показатель, соотношение количественных оценок которого характеризует данный индекс; сравниваемый уровень – количественный показатель за исследуемый период времени и базисный уровень – количественный показатель за эталонный, базисный период времени, с которым сравнивается исследуемый период. Индекс по своей сути является коэффициентом.
3
Индексы бывают двух основных видов – простые и аналитические (агрегатные, общие). Простые индексы отражают динамику изменения исследуемого признака без учета его взаимосвязи с другими экономическими, политическими, общественными явлениями. Рассчитать простой индекс (Ip) можно по формуле:
Ip = P1 / P0,
где: P1 – состояние исследуемого признака в интересующий период,
P0 - состояние исследуемого признака в базовый или предыдущий период.
4
Используйте индексный метод в экономическом анализе для оценки относительного изменения какого-либо экономического явления или показателя, для определения влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, для оценки влияния изменения структуры явления на величину динамического изменения этого экономического явления.