Инструкция
1
Формула рентабельности (общей эффективности) предприятия выглядит так: R = (P / E)*100%, где
P – полезные конечные результаты в денежном выражении;
E – затраты на достижение этого результата в денежном выражении.
Следует заметить, что применительно к предприятию или деятельности частного предпринимателя рентабельность вычисляется за определенный промежуток времени – чаще всего это месяц, квартал или год. В этом случае конечные результаты и затраты за выбранный промежуток времени точно соответствуют показателям баланса за соответствующий период (доходу и расходу соответственно). Это же правило справедливо относительно группы предприятий и даже отрасли в целом. Правда, в таком случае придется часто прибегать к статистическим оценкам и погрешностям.
2
Возьмите для примера маленькое агентство, которое продает билеты на концерты и спектакли. Необходимо вычислить его квартальную рентабельность. Условия задачи таковы, что агентство выступает как посредник и не имеет необходимости печатать свои билеты. В нем работают: директор, бухгалтер, 12 штатных и 70 внештатных распространителей билетов, и 4 водителя со своим автотранспортом. Время от времени агентство прибегает к помощи юридических консультантов. Также агентство располагает собственным офисом продаж.
3
Пусть суммарные расходы агентства за квартал составляют:
Фонд заработной платы – 1,35 млн руб.;
Отчисления, налоги, выплаты – 1,2 млн руб.;
Арендная плата, накладные и представительские расходы – 1,74 млн руб.
Итого расходы: 1,35+1,2+1,74=4,29 (млн.руб.)
Пусть за квартал было продано билетов на 34 концерта общей суммой 154 млн. руб., из которых агентство имеет посреднический процент в 12%.
За квартал также был получен дохода по ценным бумагам - 0,54 млн. руб.
Иных поступлений в кассу компании пришло 1,4 млн.руб.
Итого: (154*12%=18,48)+0,54+1,4=20,42 (млн.руб.)
Рентабельность агентства за квартал составляет:
R = 20,42/4,29=4,76 или 476%.
4
Кроме общей рентабельности выделяют такие основные показатели, как:
1) рентабельность собственного капитала, которая высчитывается как частное от суммы чистой прибыли, поделенной на величину собственного капитала;
2) валовая рентабельность, для нахождения которой нужно валовую прибыль поделить на уровень выручки;
3) рентабельность продаж - это отношение операционной прибыли к выручке;
4) рентабельность активов, которая рассчитывается по более сложной формуле. Нужно сумму активов и процентного дохода разделить на активы. Если процентного дохода нет, то только одну чистую прибыль разделите на активы.
5
Наряду с основными показателями рентабельности экономисты выделяют дополнительные. Они помогают провести более глубокий анализ деятельности фирмы. К таким коэффициентам относят:
1) рентабельность основных средств - чистую прибыль за нужный период нужно разделить на стоимость основных средств, и получится интересующий вас показатель. Данное значение демонстрирует инвестору или собственнику бизнеса, эффективно ли был использован вложенный в предприятие капитал. Стоит отметить, что коэффициент показывает, насколько выгодно был размещен лишь тот капитал, который принадлежит собственнику фирмы, а не все ее активы;
2) рентабельность персонала - это соотношение чистой прибыли к среднесписочной численности за месяц, квартал или год. Понятно, что при примерно одинаковом уровне чистой прибыли на предприятии А, на котором занято больше сотрудников, уровень рентабельности персонала будет ниже, чем на предприятии Б с меньшим количеством работников.
6
Выделяют также такой показатель рентабельности, как коэффициент базовой прибыльности активов. Чтобы его рассчитать, нужно прибыль до оплаты налоговых обязательств и учета процентов к получению разделить на всю сумму активов. Показатель демонстрирует производительность активов до налогообложения и используется для сравнения эффективности работы компаний с разными принципами налогоотчисления. Если вам нужен показатель рентабельности инвестированного капитала, разделите сумму чистой операционной прибыли на величину инвестированного капитала за интересующий вас период. Эта формула помогает определить, насколько выгодно средства вкладываются в основную деятельность предприятия.
7
Если прибыль до уплаты процентов и налогов разделить на сумму собственного капитала и долгосрочных обязательств, получится рентабельность задействованного капитала. Она показывает уровень отдачи от привлеченных в основную деятельность капитала фирмы и займов. Рентабельность суммарных активов - это отношение чистой прибыли к средней величине активов. Данный показатель ухудшается из-за привлечения заемного капитала. Для экономического анализа полезен показатель рентабельности активов бизнеса, который рассчитывается как отношение операционной прибыли к сумме основных средств и требований к оборотному капиталу. Чтобы определить рентабельность чистых активов, нужно прибыль до налогообложения поделить на сумму чистых активов. Рентабельность производства находится как частное между прибылью и суммой стоимости основных фондов, сложенной со стоимостью оборотных средств. Существует также формула рентабельности наценки. Выглядит она как отношение себестоимости выпускаемой продукции к цене ее продажи. Рентабельность подрядных услуг можно найти, если из затрат на предоставленные подрядчиком работы вычесть затраты, которые несет предприятие в случае отсутствия данных услуг, и затем полученную разность разделить на затраты при предоставлении услуг. Этот показатель применяют для конкурсной оценки нескольких подрядчиков и для выявлении экономии от предоставления их услуг.